Разбиться, чтобы выжить
- Подробности
- Категория: АвтоМеханика
В России начали действовать более жесткие требования к безопасности автомобилей. Теперь для всех моделей, которые будут продаваться в РФ, обязательно предоставлять справку об успешном прохождении краш-тестов.
В этому году в постановлении Госстандарта России говорится о вступлении в силу новых, более жестких государственных требований к безопасности машин, которые продаются у нас в стране. Нововведения практически отменяют облегченную схему прохождения проверки на безопасность, которой пользовались мелкие китайские производители, чтобы ввозить в страну автомобили сомнительного качества. Раньше у них была возможность продавать в стране машины, вообще не проверяя их безопасность, для этого поставка оформлялась как «мелкая партия» (100-150 штук). Теперь и таким машинам нужно выдержать обязательный для всех лобовой краш-тест со смещением на скорости 56 км/ч, а для крупных партий вводится обязательный боковой краш-тест.
«Убежден, любое ужесточение требований к безопасности автомобиля имеет право на существование, если оно спасает хотя бы одну человеческую жизнь», -
прокомментировал новые требования Михаил Лыюров, заведующий лабораторией пассивной безопасности федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники» (ФГУП НИЦИАМТ).
Китайцы в России
Продажи китайцев в 2007 году продолжили свой стремительный рост с 19 791 в 2006 году до 51 159 в 2007 году (данные PricewaterhouseCoopers). Сейчас в России продается около 20 разных китайских марок. Среди них: Great Wall, BYD, Hafei, Chery, Geely, Brilliance, Derways, Changfeng Yangzi, Lifan, Shuanghuan, Dadi, ZX, Jinbei, Tianma, JAC, HOWO.
Большинство иностранных компаний могут получить сертификат, предъявив у нас документацию с краш-теста, проведенного в Европе, или пройти тест на прочность в лаборатории, построенной в Дмитрове (Московская область), - ФГУП НИЦИАМТ.
«Новое законодательство в первую очередь ударит по мелким китайским компаниям. Крупные европейские, американские и японские производители изменений, скорее всего, и не заметят, потому что они и так проводят все тесты своих машин», - заметил Илья Зибров, руководитель отдела сертификации в компании «Ирито» (российский поставщик автомобилей из Китая).
Лабораторная работа
Во всем мире краш-тесты проходят по одним и тем же правилам. Лобовой удар проводится на скорости 56 км/ч. Смоделированные условия имитируют наиболее распространенные аварии со смертельным исходом: автомобили сталкиваются лоб в лоб, при этом каждый пытается затормозить и увернуться от удара, но не успевает. Для этого автомобиль должен столкнуться со сминаемым барьером, который придется только на 40% от передней части автомобиля.
Центры разрушений
Всего в России две испытательные лаборатории. Одна в Дмитрове и еще одна в Самаре на АвтоВАЗе, сертифицированная НИЦИАМТ.Дмитров - это единственная в стране площадка где тестируют автобусы и...
В ситуациях, когда моделируется удар в бок, автомобиль во время теста остается стоять неподвижно, тележка со сминаемым барьером сама влетает на него на скорости 50 км/ч. «Удар в бок самый опасный для водителя. Автомобили, как правило, куда хуже подготовлены к такой аварии», - заметил Лыюров.
Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на краш-тесте китайского седана D-класса Brilliance M2 в Дмитрове, в НИЦИАМТ.
Предыдущую модель испытывали в Европе, и оценки экспертов по безопасности были настолько разгромными, что китайцы взялись полностью переделать автомобиль. Так как Китай - одно из немногих крупных государств, которое не входит в международный Женевский договор 1968 года и проводить испытания у себя на площадках может только в тех случаях, когда туда соглашаются приехать зарубежные эксперты.
Прежде чем разбить автомобиль, специалисты центра должны закрепить в нем 52 датчика, 25-30 датчиков вмонтированы в каждого из двух манекенов. По расчетам специалистов, чтобы разогнать «китайца» до 56,2 км/ч, нужно оттолкнуть его на 80 метров. Для каждого автомобиля высчитывается своя полоса разгона в зависимости от его массы и габаритов. Сам удар происходит настолько быстро, что отследить его могут только профессиональные камеры.
Уже через мгновение напротив барьера покоится то, что совсем недавно было новеньким седаном. Теперь это нечто даже не подлежит ремонту.
Капот вздыбился, бампер промялся, вдребезги разбились передние фары, треснуло стекло, а из-под днища просочилась голубоватая жидкость, охлаждавшая двигатель. На крыше машины появилась складка, из-за которой после удара открыть водительскую дверь смогли только с помощью лома. Внутри сидели изрядно испорченные манекены: руки от руля отклеились, и грим на лицах стерся о сработавшие подушки безопасности. Ноги «водителя» прижало рулевой колонкой.
Впрочем, специалисты НИЦИАМТ смотрят на то, что осталось от машины, совсем иначе. «Большой автомобиль - ему попроще. Салон большой, внутри место есть. Это самое главное, - объясняет один из молодых сотрудников центра. - Да и двери, можно сказать, все открылись сами, без помощи автогенов спасательных служб. Это для машины всегда плюс».
Вердикт о надежности автомобиля выносит американская программа. «Человеческий оценочный фактор исключен полностью. Машина дает оценку объективно, только на основе информации, которая получена с датчиков и камер», - поясняет руководитель лаборатории Михаил Лыюров. Причем, даже если автомобиль пройдет тестирование, этого будет достаточно, чтобы продавать машину в России, однако в Европу с такой «справкой» его могут и не пустить. Европейские эксперты вправе потребовать повторного тестирования на своей территории.