Дорогу надо слышать
- Подробности
- Категория: АвтоМеханика
Хорошая шумоизоляция может стать причиной ДТП. Шведские исследователи считают, чтобы безопаснее вести автомобиль, водитель должен слышать некоторые низкочастотные звуки с дороги.
Абсолютная тишина в салоне может быть очень приятной, но небезопасной для автомобилиста, убеждены специалисты кафедры технической акустики Гетеборгского института имени Чальмерса. «Мы провели серию экспериментов, в результате которых выяснилось, что водитель должен слышать некоторые звуки снаружи машины», - рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе института.
Шведские ученые провели серию экспериментов по безопасности в кабинах машин с разной степенью шумоизоляции. В испытаниях участвовали две группы автомобилистов: опытные водители и студенты с минимальным водительским стажем. Исследователи наблюдали за тем, как каждый из водителей воспринимает звуки, доносящиеся с дороги, и что они делают, если не слышат привычных «сигналов» с дороги.
В ходе тестов специалисты также оценивали реакции людей на разные звуки, отслеживали, как те или иные шумы помогали или мешали безопасно управлять автомобилем.
Оценивалась скорость реакции и эмоциональное состояние людей. Как показали тесты, для начинающих водителей звуки почти всегда лишние. На дороге они в основном ориентировались на визуальный ряд, а почти все шумы с дороги воспринимали как мешающие или бесполезные. Однако с профессиональными водителями ситуация обстояла совершенно иначе. Многие из звуков, которые они слышали, помогали им лучше ориентироваться в происходящем и управлять машиной безопаснее. «Для опытных водителей шум делится на полезный и вредный», - пояснили в институте.
Вредные шумы - это, как правило, резкий грохот, скрежет и скрип. Такие звуки не несут информативной нагрузки и в большинстве случаев только отвлекают от дороги. К полезным же ученые отнесли преимущественно низкочастотные шумы: звук работающего двигателя и то, как звучат шины, соприкасаясь с дорогой. Таким образом, водитель может лучше чувствовать «манеру» автомобиля и качество дорожного покрытия.
Например, звук лучше, чем что-либо еще, помогает понять, насколько скользкая под колесами дорога.
«Принято считать, что все звуки в машине - это лишь мешающий шум. Автопроизводители всегда стремились снизить все звуки без исключения», - отметил специалист по технической акустике Андерс Генелл, руководивший испытаниями. - Такой подход совершенно неверный». По его словам, в своем стремлении угодить потребителю автопроизводители делают ставку на комфорт автомобиля, они используют обшивку салона, которая помимо вредных поглощает и полезные шумы, те, которые водителю слышать необходимо. Ученые рекомендуют автомобильным компаниям принимать в расчет данные, полученные о низкочастотных «полезных шумах» в ходе разработки конструкции новых машин, и снижать уровень лишь тех звуков, которые мешают работе водителя.