|

Российский автопром закашлялся

Уровень выбросов углекислоты у новых европейских автомобилей в 2009 году резко пошел на снижение: это связано с особенностями налогообложения и действием утилизационных программ. В России «автохлам» меняют преимущественно на самые дешевые и самые «грязные» модели «АвтоВАЗа», а эксперты говорят об отсутствии государственной политики развития экологических технологий.

По данным британского маркетингового агентства JATO Dynamic, с 2003 года уровень выброса углекислого газа новыми европейскими автомобилями снизился в среднем на 20 граммов с каждого километра. Быстрее всего экологичность европейского автопарка росла в 2009 году - за счет утилизационных программ и налогообложения, рассчитанных в основном на покупку «чистых» машин.

По данным JATO, проанализировавшей ситуацию в 21 европейской стране, если средний уровень выброса углекислого газа новым автомобилем в 2003 году составлял 165,3 г на 1 км пути, то в 2008 году он составил 153,7 г/км, а в 2009-м 145,9 г/км.

«Впечатляющие темпы улучшения показывают, насколько быстро отрасль реагирует на экологические требования», - отмечает глава JATO Consult Ди Джироламо. По его словам, в 2003 году лишь 24% новых автомобилей на европейском рынке имели показатель выброса углекислоты на уровне 130 г/км. К 2004 году доля таких машин возросла до 40%, в 2008 достигла 51%, а в 2009 - 69%. В 2015 году выброс в 130 г/км углекислоты в странах ЕС должен стать обязательным.

Улучшение экологичности автомобилей в Европе складывается из нескольких факторов. В их числе совершенствование двигателей и трансмиссий, распространение гибридных силовых установок и системы «старт-стоп», улучшение аэродинамики и снижение сопротивления качению автомобиля за счет применения специально разработанных шин.

При этом, отмечают исследователи, спрос на экологичные машины в основном формируется за счет налогового стимулирования покупки машин с «чистым» выхлопом при одновременном увеличении акцизов на топливо. Также влияние на резкое увеличение показателей экологичности автопарка оказали утилизационные схемы, действовавшие в 2008-2009 годах: во многих европейских странах скидки предоставлялись лишь покупателям машин с низким выбросом CO2. Во Франции максимальный уровень выброса углекислоты для машин, на которые распространяется субсидия, составляет 160 г/км, в Испании -149 г/км, а в Португалии - 130 г/км.

В России утилизационная программа экологических показателей машин не учитывает. Наибольшим спросом в нашей стране пользуются наиболее дешевые модели «АвтоВАЗа»: из 52,4 тысяч автомобилей, проданных «АвтоВАЗом» в апреле, почти 18 тысяч (около 34%) были реализованы в обмен на сдачу в утиль автохлама.

Впрочем, эти автомобили соответствуют как минимум нормам «Евро-3». Введенные с января 2010 года нормативы «Евро-4» действуют только для новых моделей автомобилей. В отношении тех машин, которые успели сертифицировать в 2009 году, норма «Евро-3» сохранится в течение срока действия разрешающих документов - еще на два года.

«С января 2010 года у нас введен норматив «Евро-4», а с 2014 года вводится «Евро-5», если не произойдет каких-либо изменений. В отношении выбросов, включая и CO2, мы повторяем западный опыт, но со сдвигом приблизительно 3-5 лет. Основные цели при этом не различаются», - рассказал «Газете.Ru» заведующий отделом экологии автомобилей и двигателей НАМИ Владимир Панчишный.

По словам эксперта, в России ведутся разработки автомобилей «повышенного» уровня экологичности, однако при отсутствии единой государственной политики в этой области производство таких автомобилей трудно реализуемо. «Речь идет и о водороде, и о комбинированных установках, и о нейтрализаторах. Серьезных отличий в стратегии по экологическим показателям от Запада у нас нет», - уточняет эксперт.

При этом в технологическом плане предпочтение у нас также отдается западным технологиям либо использованию опыта их применения. Мировой автопром в области повышения экологичности идет в трех направлениях - улучшение свойств топлива, совершенствование конструкции двигателей и разработка антитоксичных устройств.

«Важно, что последовательное ужесточение нормативов существенно удорожает двигатель и, в конечном итоге, транспортное средство. В качестве примера можно сказать, что если к современному автомобилю «КамАЗ» приспособить систему очистки отработавших газов, то она будет соизмеримой по цене со стоимостью самого двигателя и будет измеряться тысячами евро.

Сейчас на системы нейтрализации для автомобилей уходит более половины добываемой в мире платины, почти весь родий и около 60-70% палладия», - рассказывает Панчишный.

При этом, по словам эксперта, недостаточное внимание в России уделяется экологичности существующего автопарка, на который приходится большая часть вредных выбросов. В количественном отношении снижение выбросов при переходе от «Евро-0» к «Евро-1» существенно больше, чем при переходе от «Евро-4» к «Евро-5», при этом во втором случае стоимость автомобиля возрастает более ощутимо.

2021  Автоклуб любителей BMW