Глаза не видят, а руки водят

Категория: АвтоМеханика

Общество слепых США объявило о разработке концептуальной системы, позволяющей незрячим людям управлять автомобилем. О дорожной обстановке водителя будут предупреждать лазерные датчики посредством голосовых команд и вибрации.

Национальная ассоциация слепых США планирует продемонстрировать прототип автомобиля, позволяющего незрячим людям самостоятельно водить, сообщает Associated Press. Технология, получившая условное название «невизуального интерфейса», будет применена на базе внедорожника Ford Escape. Продемонстрировать опытный образец планируется в январе 2011 года на соревнованиях Daytona International Speedway.

Технология, позволяющая передавать незрячему водителю информацию о дорожной обстановке, разрабатывается ассоциацией совместно с университетами штата Вирджиния. Технология была опробована в 2009 году на базе внедорожного багги. К началу 2011 года она будет вживлена в серийный Ford Escape.

«Задача заключается не в создании отдельного транспортного средства для слепых, а скорее в разработке невизуальных интерфейсов, которые позволят сделать процесс вождения возможным для слепых», - рассказал агентству профессор Виргинского технологического университета Деннис Хон.

Для сканирования окружающего пространства используются лазерные датчики и камеры, а информация, обработанная компьютером, передается водителю через специальный интерфейс.

В опытном образце системы, построенной на базе багги, о скорости движения водителя информировал вибрационный жилет, направление указывалось посредством голосовых команд, а для информирования о состоянии дорожного полотна и препятствиях применялся специальный «тактильный интерфейс», управляющий действиями водителя с помощью потоков сжатого воздуха.

В нынешнем варианте используются усовершенствованные перчатки DriveGrip с вибрационными электромоторами, вмонтированными вблизи суставов, а панель AirPix, с несколькими отверстиями, по сути, представляет собой карту объектов, расположенных вокруг автомобиля и информирует о других машинах и препятствиях.

При этом проблемой в разработке технологии было влияние вибрации авто на показания лазерного дальномера, служащего «глазами» водителя.

Предполагается, что во время демонстрационного заезда на гоночной трассе Daytona слепой водитель за рулем прототипа попытается смоделировать типичные дорожные ситуации.

По словам Денниса Хона, руководящего разработкой, в будущем эта технология может помочь слепым водителям управлять автомобилем, а также может применяться для повышения безопасности серийных автомобилей.

«Мы исследуем области, которые ранее считались непознаваемыми. Мы уходим от убеждения, что слепота лишает человека возможности быть полезным обществу», - сказал председатель Национальной федерации слепых Марк Маурер.

Однако, признают разработчики, для того чтобы общество признало безопасность технологии и поверило в возможности незрячих водителей, необходимы многие годы испытаний. При этом известны случаи, когда незрячие не только садились за руль автомобиля, но и совершали правонарушения.

В частности, в 2004 году в Румынии незрячий молодой человек Алин Попеску в ответ на высказывание друга о его беспомощности угнал автомобиль. Ему удалось вскрыть и завести машину, однако, проехав по автостраде около километра, он врезался в дерево и получил ранения.