Право ставить машины на учет отдадут частникам
- Подробности
- Категория: АвтоМеханика
В Госдуму внесен проект поправок к закону «О регистрации транспортных средств». Автор предлагает разрешить автосалонам и центрам обязательного техосмотра регистрировать автомобили и выдавать номера. По его мнению, это «снизит коррупцию». По мнению экспертов - повысит.
Глава транспортного комитета Госдумы Сергей Шишкарев внес на рассмотрение поправки в закон «О регистрации транспортных средств в РФ», наделяющие правом регистрации автомобилей наряду с ГИБДД автосалоны и центры обязательного технического осмотра. Как пояснили «Газете.Ru» в аппарате транспортного комитета, речь идет как о новых, так и о бывших в употреблении автомобилях. «Вся процедура, согласно предложенным поправкам, остается той же, - пояснил собеседник. - Изменится лишь список субъектов, которые имеют право на выдачу номеров. К МРЭО добавятся центры техосмотра и автосалоны, аккредитованные государством.
То есть покупатель сможет пойти регистрировать машину в ГИБДД, а сможет сделать это в автосалоне или на пункте ГТО.
Цифра
Только новых легковых и легких коммерческих автомобилей в этом году в России продано и зарегистрировано 1 706 250 единиц (по данным Ассоциации европейского бизнеса).
«Это, во-первых, разгрузит ГИБДД, которой предстоит сокращение штата. Во-вторых, уменьшит коррупционную составляющую. В качестве примера можно привести те же самые красивые номера, которые сегодня достаются путем некоторых закулисных действий. По новым поправкам, они будут продаваться через аукцион», - рассказали в комитете.
Кто из государственных структур будет заниматься аккредитацией организаций для получения права на выдачу номеров - автор поправок Сергей Шишкарев пока не решил. В комитете допускают, что это может быть Минтранс. Особый орган - также пока неизвестно, какой именно, - будет осуществлять за деятельностью этих аккредитованных организаций контроль «путем проведения плановых и внеплановых проверок».
Плановые проверки будут проводиться один раз в два года, говорится в законопроекте.
При этом в законопроекте особо подчеркивается, что никакого удорожания услуги не произойдет: автосалоны и центры техосмотра будут иметь право брать с покупателя лишь госпошлину. «Интерес для аккредитованных коммерческих организаций заключается исключительно в возможности оказывать полный спектр услуг. Это позволит торгующим организациям и операторам обязательного технического осмотра привлекать больше клиентов и расширять пакет предоставляемых услуг, что удобно и выгодно именно потребителю», - говорится в пояснительной записке к проекту.
В настоящее время госпошлина за регистрацию автомобиля - с выдачей государственных регистрационных знаков, свидетельства о регистрации и с внесением изменений в техпаспорт - составляет 2 тыс. руб.
В то же время компании, предоставляющие услуги регистрации автомобилей в ГИБДД, берут с физических лиц от 4 до 6 тыс. руб. за постановку на учет в Москве и от 6 до 10 тыс. - за постановку в Московской области.
Начальник отдела розыска транспортных средств УГИБДД ГУВД Москвы Сергей Куренинов сообщил «Газете.Ru», что включенная в процесс регистрации автотранспортных средств норма о проверке легальности автомобиля предполагает обращение к базе данных МВД о числящихся в розыске машинах. При этом «передача доступа к сведениям подобного рода лицам, не имеющим отношения к МВД, запрещена законодательством», отметил он. Следовательно, полностью исключить МВД из процесса регистрации авто нельзя.
Эксперты, в свою очередь, сомневаются, что предложенные депутатом услуги окажутся выгодны для автосалонов.
Так, опрошенные «Газетой.Ru» крупные московские автосалоны затруднились выразить свое отношение к законопроекту. Директор отделения развития бизнеса компании «Атлант-М» Виктор Алексеев сообщил «Газете.Ru»: «Пока тут много неясного: скорее всего, чисто финансово это для автосалонов будет затратно и невыгодно, во всяком случае на первых порах. Ведь для хранения документов строгой отчетности салонам потребуется дополнительное охраняемое помещение с сейфом, понадобится новое оборудование и т. д., а это дополнительные расходы. С другой стороны, его может и окупить поток клиентов, привлеченных «полным спектром» услуг.
Для многих покупателей, которые терпеть не могут инстанции, эта услуга окажется, конечно, крайне привлекательной. Вопрос в том, насколько затратным для самого автосалона окажется включение регистрации в список предоставляемого сервиса».
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что коррупционная составляющая в случае принятия поправок скорее повысится, чем наоборот.
«Самое главное, что осуществляет милиция при регистрации, - это проверка угнанных автомобилей. Мне трудно себе представить, что даже аккредитованным частным компаниям предоставят доступ к базам МВД об угнанных машинах и украденных документах. Но, даже если этот вопрос каким-то образом будет урегулирован, на поверхности лежит другой риск - фирмы-однодневки. Если существуют страховщики-однодневки и автодилеры-однодневки, почему тому же бизнесу не распространиться и на регистрацию?
Для того чтобы легализовать партию угнанных в Москве машин, в Воронеже будет открываться специальная аккредитованная контора. Сколько она сможет «отмыть» автомобилей до плановой проверки - представить несложно».
Вообще же, по мнению эксперта, сама идея разгрузки ГИБДД от регистрационной работы правильна. Однако, считает Травин, эти функции надо передать другому государственному органу, а не частникам.