Стоимость электромобилей к 2020 году упадет на 30--40%
- Подробности
- Категория: АвтоМеханика
Через несколько лет электромобили и гибриды будут стоить существенно дешевле, говорится в исследовании агентства McKinsey. По мнению авторов доклада, удешевление произойдет благодаря снижению стоимости аккумуляторных батарей. Однако потребителей все равно будет отпугивать высокая вероятность возгорания таких аккумуляторов.
В среду, 8 августа, американское консалтинговое агентство McKinsey опубликовало доклад, согласно которому к 2020 году стоимость аккумуляторных блоков, которые используются в электромобилях и подзаряжаемых гибридах, резко упадет.
Авторы исследования утверждают, что уже к 2015 году затраты на производство литийионных аккумуляторов для электромобилей сократятся на 30% в связи с совершенствованием производственных процессов (например, использования новых разработок, сокращающих производственные издержки, и стандартизации оборудования). Кроме того, развитие технологии использования электролита сможет повысить емкость батареи на 80%, а сокращение количества компонентов в аккумуляторе - снизить конечную стоимость батареи примерно на 45% по сравнению с 2012 годом. При этом пик снижения придется на 2020 год.
«Одновременно со снижением цены на аккумуляторы снизится и стоимость самого электромобиля», - утверждает один из авторов доклада партнер McKinsey Рассел Хенсли.
Цена аккумуляторной батареи определяется стоимостью киловатт-часа (кВт•ч), который считается мерой накопления энергии. Чем сложнее выработка 1 кВт•ч, тем дороже стоит аккумулятор и, соответственно, электромобиль.
На сегодняшний день стоимость выработки 1 кВт•ч в литийионных батареях GM колеблется в пределах $500-600, таким образом, батарея емкостью 16 кВт•ч, используемая в Chevrolet Volt и Opel Ampera, обходится в $8000 при цене электромобиля $41 000. Авторы доклада утверждают, что к 2020 году стоимость батареи упадет до $2560 ($160 за 1 кВт•ч), что снизит цену самого электромобиля на 30-40%.
С другой стороны, снижать конечную стоимость батарей и электромобилей производителей заставит ухудшающаяся ситуация вокруг традиционных энергоносителей, считает еще один автор исследования McKinsey Джон Ньюман. «Сейчас отрасль производства электромобилей испытывает своеобразный демографический взрыв. Люди видят, что происходит с нефтью и газом, не хотят зависеть от цен на бензин, поэтому пристально присматриваются к альтернативным технологиям», - заявил изданию Automotive News Ньюман.
Однако, по мнению Ньюмана, существенная часть людей отказывается от покупки электромобилей из-за несовершенства конструкции аккумуляторных блоков, которые могут загореться как в результате аварии, так и во время обычной подзарядки.
В мае этого года Национальная администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) начала расследование инцидента с возгоранием подзаряжаемого гибридного спорткара Fisker Karma, который произошел в Техасе. Электромобиль стоимостью $103 000 сгорел во время подзарядки в гараже частного дома.
Итоги расследования до сих пор не оглашены. В качестве одной из предварительных версий федеральный регулятор рассматривает замыкание в блоке аккумуляторов автомобиля, поскольку батареи A123, используемые в Fisker Karma, неоднократно загорались ранее.
Например, в апреле 2012 года в экспериментальной лаборатории технического центра GM в Уоррене (США, штат Мичиган) произошел мощный взрыв и пожар, в котором пострадали пять человек. Взрывной волной выбило окна и дверь с металлической пластиной толщиной 3 мм. Причиной взрыва аккумуляторов стала химическая реакция: газ в аккумуляторе нагрелся и спровоцировал взрыв.
Проблема повышения привлекательности электромобилей путем снижения их высокой цены неоднократно обсуждалась на уровне правительств и топ-менеджеров компаний-производителей. В Европе претворением этой идеи занимается Renault, выпускающая серию машин с нулевым выбросом Zero Emission (модели Fluence Z.E., Twizy, Zoe и Kangoo Z.E.). Суть концепции заключается в том, что на рынках стран, подписавших с компанией соответствующее соглашение, электромобили Renault будут стоить одинаково, от 6000 до 26 000 евро в зависимости от модели. К этой цене добавляется ежегодная арендная плата за аккумулятор в размере 79 евро.
Кроме Франции соглашение с Renault заключили Израиль, Швеция, Дания и Германия. В Германии правительство дополнительно рассматривает возможность освобождения покупателей электрических машин от уплаты транспортного налога в течение 10 лет, а также специальные льготы при покупке электромобиля.
В России проект закона о стимулировании продаж электромобилей только разрабатывается Российским энергетическим агентством и будет внесен в Госдуму не раньше следующего года.
Одним из предложений агентства станут фискальные послабления в отношении как производителей электромобилей, так и их владельцев. В частности, РЭА предлагает освободить владельцев электромобилей от уплаты транспортного налога. Производители электрических машин, в свою очередь, не будут платить налог на добавленную стоимость.
Кроме того, планируется установить нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз самих электромобилей и компонентов к ним. Собственный проект Mitsubishi Motors о снижении ввозных пошлин на электромобили сроком на один год, получивший одобрение в российском правительстве, сейчас находится на рассмотрении Евразийской экономической комиссии Таможенного союза. В случае его принятия электромобили будут стоить дешевле на 20%.
На российском рынке пока продается только один электрокар - Mitsubishi I-miev. Его стоимость начинается от 1 799 000 рублей.