По ту сторону дакара

Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Раньше он участвовал в ралли-рейдах за рулем боевого автомобиля. Однако на завершившемся супермарафоне «Дакар-2007» этот известный петербургский спортсмен дебютировал в новой для себя роли – журналиста.

Об Африке и ее нравах, о приключениях русской прессы в песках Сахары рассказывает Руслан Мисиков.

По ту сторону дакара

Проехать «Дакар» – мечта любого спортсмена, участвующего в ралли-рейдах. И я не исключение. Но абстрактная идея стоит вполне реальных (и, надо заметить, весьма немалых) денег. И прежде чем их потратить, мы решили съездить на разведку. Что называется, совместить приятное с полезным. Полезное – это информация, которую мы собрали. Подготовка техники и экипажа, организация быта и работы механиков: в этих вопросах мы подметили немало мелочей, которые невозможно учесть, не посмотрев на «Дакар» вживую. Ну а приятное – это тот багаж впечатлений и фотографий, который мы привезли с собой из поездки и которыми сегодня делимся с вами.

О ралли

Больше всего, как ни странно, на «Дакаре» меня поразила сама организация процесса. Несколько тысяч человек – спортсмены, журналисты, механики, менеджеры, судьи, которых надо напоить, накормить и разве что не уложить спать. При этом устроители всегда в курсе, где вы и что с вами. Поскольку я и сам являюсь организатором соревнований, то хорошо представляю себе, насколько это сложно. Взять хотя бы административные и технические проверки. В «Дакаре» одних только спортсменов стартует около тысячи. А есть еще и технички, и журналисты, которые также проходят регистрацию и оформление. Однако вся процедура занимает каких-то два с половиной дня. Расчерчено все настолько ясно, что не путаешься, и не теряешься, даже не владея иностранным языком.

Rровати и белые простыни – эточто-то из области фантастики
Проехать «Дакар» – мечта любого спортсмена
Африка - впечатлений хоть отбавляй
Больше всего на «Дакаре» меня поразиласама организация процесса
Никакие фотографии, никакие рассказыили книги об Африке не способны передатьто, что видишь непосредственно на месте!

Четкость и слаженность работы дакаровской команды поразила еще до отъезда. Когда мы отправляли какую-то заявку, отправляли платеж или задавали вопросы, то организаторы в этот же день, а порой уже через час перезванивали и подтверждали: ваш e-mail получен, ваш факс прошел, деньги перечислены… Безусловно, были какие-то мелкие промашки, но в масштабах всего этого грандиозного мероприятия их можно просто не заметить. В целом, выше всяких похвал.

Об Африке

Ну и конечно, Дакар – это Африка. Вот здесь впечатлений хоть отбавляй. Я догадывался и представлял себе, что увижу, но… Могу сказать с уверенностью: никакие фотографии, никакие рассказы или книги об Африке не способны передать то, что видишь непосредственно на месте! Видимо, это и есть то, что принято называть «экзотикой».

Удивило все: например нищета, которую я охарактеризовал бы как запредельную; засыпанные песком, полуразрушенные, но при этом обитаемые города; повсеместная грязь и помойка, из которой торчат... тарелки спутниковых антенн. Удивил образ жизни и источники существования (а точнее, полное их отсутствие), домашние животные, пасущиеся на помойке и философски жующие полиэтиленовые пакеты. А главное, удивило спокойное отношение ко всему этому самих африканцев. Может быть, стоит этому у них где-то даже поучиться? Нет, не тому, как они живут, конечно, а отношению к своему образу жизни с иронией.

Дакар – это Африка
Я догадывался и представлялсебе, что увижу, но…
Дакар – это Африка
Африка остается местом неспокойным
По ту сторону дакара

Такая поездка заметно расширяет шкалу оценок, с которыми подходишь к обычным вещам. Сначала, «опускаясь» с севера на юг Африки, ты свыкаешься с мыслью, что кровати и белые простыни – это что-то из области фантастики. А попадая в Дакар, самый «продвинутый» город Западной Африки, вновь удивляешься тому, что такие вещи, оказывается, существуют.

Кроме того мы убедились, что Африка остается местом неспокойным. Про отмену этапа в Мали из-за активизации террористов написано уже много. Но и у нас на маршруте были моменты, заставлявшие задуматься о том: куда же мы забрались? Чего стоит хотя бы пограничный переход между Марокко и Мавританией среди минных полей. Умом понимаешь: бояться нечего, коридор расчищен от мин, перед тобой уже проехал караван машин. Но где-то в глубине все равно щекочет от осознания того, что десять шагов влево или вправо - и может разорваться мина.

По ту сторону дакара
По ту сторону дакара
По ту сторону дакара
По ту сторону дакара
По ту сторону дакара

Причем не имеет значения, в какой точке Африки ты находишься. Взять, к примеру, относительно спокойное Марокко. Когда попал в аварию грузовик Владимира Чагина, мы поехали поддержать Семена Семеновича Якубова. В горах, на удалении от границы дежурят военные патрули. Что они там делают и зачем они переписывали наши данные? Не знаю. Но когда мы возвращались на асфальт, за нами отправили джип сопровождения. И снова – щекочет…

Особенно запомнился переезд из Тан-Тана в Зуерат. В тот день мы пересекали Западную Сахару, долгое время являвшуюся яблоком раздора между Марокко и Мавританией. Потом мавританцы ушли оттуда, а марокканцы захватили всю территорию этого формально независимого государства. Представьте себе несколько сотен километров «Абсолютного Ничего». Ни растительности, ни воды, ни животных, ни людей. А ведь из-за этой территории долгое время шла война, одним из наследий которой остаются те самые минные поля. За что они воевали? И в чем причина того, что абсолютно во всех государствах, которые мы пересекали, есть свои «горячие точки»? Такое ощущение, что никто уже до конца не знает причин этих войн, а процесс продолжается просто по инерции. Во всяком случае, я лично не нахожу этому логического объяснения.

По ту сторону дакара
По ту сторону дакара
По ту сторону дакара
По ту сторону дакара
По ту сторону дакара

Мы относимся к мирному поколению, не знавшему полномасштабных войн у себя на Родине. Одно дело – видеть все это по телевизору. А другое, самому очутиться в местах где «всякое бывает». Так что в Африке я познакомился с еще одной стороной действительности.

Вместо послесловия

Самое странное, что пройдя Дакар, я так и не получил ответа на, казалось бы, такой простой вопрос: что же это такое? Соревнование? Шоу? Приключение? Испытание? Не знаю. Знаю лишь, что уже хочу туда вернуться. Хочу ощутить себя внутри, а не снаружи гонки. Практически каждый день - от подиума в Лиссабоне, до подиума в Дакаре - я ловил себя на мысли, что «на их месте должен быть я». Так что на следующий год вновь ждите нас на Дакаре. Но уже в ином качестве!