|

«Железный персонаж»

Авто все чаще становится одним из главных героев нашей жизни. Неудивительно, что эта тенденция нашла отражение и в литературе.

Перед вами – обзор книжных новинок с «автомобильными» именами. На самом деле о машинах в этих книгах написано не так уж много. И все-таки они вдохновляют!

Грузовики «Вольво», Эрленд Лу. «Азбука», 2006.

Грузовики «Вольво», Эрленд Лу
Этот роман – настоящая европейская проза: сюжет развивается неторопливо, герои занимаются какой-то ерундой, а автор много рассуждает о своих взаимоотношениях с читателями и издателями.

Начать с того, что брутальное название, казалось бы, предполагает, что уже на первых страницах мы встретимся хотя бы с одним суровым тракдрайвером. А на самом деле нас поджидает пенсионерка, мечтающая о волнистых попугайчиках. Правда, старушка окажется с сюрпризом и со скелетами в шкафу (образно говоря, там мы и встретим того самого тракдрайвера).

В книге досталось всем – скаутам, Ларсу фон Триеру, попугайчикам (они пострадали больше всех: старенькая, но шустрая героиня усовершенствовала строение их клюва).

А также шведам, норвежцам, и даже, немножечко, русским. Только лоси и грузовики «Вольво», по мнению автора, действительно хороши. И терпеливого читателя все-таки ждет их классификация.

А вот живые герои Лу – это кто угодно: гомосексуалист-аристократ, бабушка, расширяющая сознание, заблудший менеджер… Но только не «человек общества потребления». И это прекрасно и удивительно, особенно в наше время.

«Черный Мерин», Андрей Кивинов, «Астрель», 2006 г.

«Черный Мерин», Андрей Кивинов
Весьма поучительная история о том, что может случиться с человеком, который приобретает автомобиль не по средствам. Понятно, что мечты о свадьбе с любимой девушкой и мысль о покупке новой квартиры приходится отложить.

А машину, естественно, угонят.

И герою придется вызволять сокровище из лап хищных бандитов и мошенников. Это детектив, при чтении которого у «мыльных» режиссеров наверняка чешутся руки: так и хочется снять серию-другую про приключения черного «Мерина» стоимостью в $130 000!

Здесь есть все что нужно: «плохие» и «хорошие» менты, криминальный авторитет, настоящие друзья, и, конечно же, непутевый, но обаятельный главный герой. Ну и хэппи-энд, разумеется, гласящий, что не только бабло побеждает зло. Добро тоже каким-то образом умудряется победить. Видимо, по старой сказочной привычке…

«Мерседес-Бенц», Павел Хюлле. «Новое литературное обозрение», 2004.

«Мерседес-Бенц», Павел Хюлле
Книга представляет собой поток сознания в письмах – точнее, в одном-единственном, но довольно длинном письме. Текст можно было бы разделить на периоды, главы или хотя бы абзацы, но автор ничего такого не делает. Это затрудняет восприятие, но, по идее, передает преемственность времен.

Кстати, от современности в романе – только пробки на дорогах да демонтируемый танк Т-34 (впрочем, можно еще поспорить, к какому времени нужно отнести сам танк). Текст состоит из множества небольших сюжетов, которые автор якобы рассказывает своей автоинструкторше, стараясь пореже садиться за руль.

Поначалу кажется, что сама история забавна, и происходящее чем-то напоминает ностальгический «Кабачок «13 стульев» (что не удивительно: все-таки автор – поляк с чувством юмора, а инструкторша – прекрасная пани). Но со временем выясняется, что и истории автора, и прошлое его наставницы, и судьба Польши довольно драматичны…

При чем же здесь «Мерседес», спросите вы? На самом деле все начинается с «Ситроена», но только немецкий автомобиль позволяет автору вывести формулу: «Имея врага, не покупай себе «Мерседес».

«Мужчины как машины», Маша Малиновская, «Эксмо», 2007.

«Мужчины как машины», Маша Малиновская
Очередная классификация лиц противоположного пола персонажем, который считает, что имеет на это право. Что ж, в этом действительно что-то есть. Скажем, любого мужчину можно описать по таким параметрам, как, например, «габариты» или «управляемость». И есть место для полета мысли: что, как вы думаете, скрывается под характеристикой «объем двигателя»? Оказывается, умение жить полной жизнью!

Забавнее всего – истории из реальной жизни Маши, в которых она рассказывает, как ловко умеет управляться с машинами. То есть с мужчинами. Немного мешают «украшения» текста в виде словечек вроде «полная хрень» и «мать его», но, видимо, они необходимы Малиновской для создания имиджа прогрессивного автора. В целом, шедевр экс-звезды MTV читается легко, и, как в случае с любой юмористической классификацией, каждая читательница найдет здесь что-нибудь очень личное. Эта книга прежде всего рассчитана на девочек – в качестве теоретического пособия и сборника афоризмов. Неизвестно, заинтересуются ли ею мальчики, но, как пишет сама Маша, «если машина хочет читать, никто не может ей это запретить!»

«Машина с евреями», Петр Подгородецкий, «Астрель», 2007.

«Машина с евреями», Петр Подгородецкий
Чтобы вы ни подумали, прочитав название, книга совсем не о том. Лучше обратите внимание на имя автора: Подгородецкий – это клавишник группы «Машина времени» периода ее расцвета. Собственно, название книги – это переделанное неким конферансье имя музыкального коллектива. В итоге об упомянутой национальности в этом произведении читать особо нечего: речь все больше идет о «Машине», а главное – о таланте автора.

Как известно, мемуары – это лучший способ заклеймить врагов и рассказать приятную правду о себе. А то вдруг люди чего-то недопоняли? Тем более, что книга Подгородецкого – уже третий по счету литературный труд, посвященный «Машине времени».

Первую книгу – «Все очень просто» – написал Макаревич, вторую – «Все очень непросто» – барабанщик Максим Капитановский. Интересно, что главным положительным персонажем Подгородецкого (кроме него самого, конечно) является… Иосиф Кобзон. Ну, а кто является главным отрицательным – догадаться не так уж трудно.

Кстати, а машинах: им посвящена отдельная глава. Теперь у широкой общественности есть возможность узнать, на каких именно авто в какой период времени катались участники группы «Машина времени».

«Утро понедельника, или Ferrari в сугробе», Катя Сергеева, «Астрель», 2007 г.

«Утро понедельника, или Ferrariв сугробе», Катя Сергеева
Роман о том, как хорошо и весело живется богатым бездельницам. Ferrari – персонаж проходной: с ним просто случается интересная неприятность, свидетельствующая, что и «золотой молодежи» порой живется несладко. А главная героиня – молодая девушка, добившаяся всего в жизни сама: то есть сумевшая удачно выйти замуж и не менее удачно развестись.

После развода ей, помимо изрядной суммы в английских фунтах и кое-какой недвижимости, достался дворецкий Томас, призванный исполнять в книге роль этакого Дживса (тут уместно вспомнить сериал «Дживс и Вустер» или Вудхауза – автора книги, по которой он поставлен).

То есть, по идее, дворецкий должен вытаскивать хозяйку из разных смешных неприятностей. Правда, создается впечатление, что девушка и сама прекрасно с этим справляется. Впрочем, если хочется почитать что-нибудь в меру «женское» и «про богатых», то эта книга – самое оно.

2021  Автоклуб любителей BMW