Покорение льда

Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ

В один из мартовских дней 2007 года группа смельчаков отправилась покорять Байкал на автомобилях. Ледяная трасса таила немало сюрпризов и дарила массу эмоций.

Вашему вниманию предлагается фотоотчет об это мероприятии и дневник одной из участниц, проехавшей на машине по льду самого глубокого озера мира.

Покорение льда

10 марта 2007 г.

В 10.00 запланирован старт экспедиции в районе Малого моря, Ольхонские ворота, что в 250 км от Иркутска. Я в первый раз на Байкале, за 5 000 верст от дома! И сразу устанавливаю мировой рекорд! Кто бы мог подумать, что судьба забросит меня так далеко?

Наши машины стоят на льду в ожидании гонки. В каждой машине – по три-четыре человека. Всего – 20 участников. Наша цель – установить мировой рекорд: пересечь озеро Байкал с юга на север за самое короткое время и попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

До старта остается несколько минут. Замеряем толщину льда – здесь она 65 см. Удивляет лед на Байкале: он – абсолютно гладкий и прозрачный. Такое ощущение, что идешь по воде; если приглядеться, то можно увидеть камни на дне. Вот бы мне сюда коньки!

Еще раз сверяем координаты GPS и устанавливаем начальную точку пути; все машины сбрасывают счетчики на ноль. Впереди нас ждут долгая дорога, тяжелые испытания и неизвестность. Здесь говорят, что Дедушка Байкал коварен и непредсказуем, поэтому не обо­шлись мы без помощи шамана. Он «набурханил» хорошую погоду.

Отличная дорожка
Час от часу не легче
Старт у Ольхонских Ворот утром 10 марта.Команда состоит из шести автомобилей:«Нива 2121», Toyota LC 70, MitsubishiDelica, Suzuki Vitara, Nissan Terrano иNissan Patrol. В каждой машине – потри-четыре человека. Всего – 20 участников

Народ на Байкале очень суеверный, поэтому «благословение» шамана – важный ритуал. У нашего шамана, как подтверждение его могущества и принадлежности к старинному шаманскому роду, шесть пальцев!

И вот сигнальный взмах красным флажком. Время пошло!

10.00 Экспедиция началась! Взревели моторы, и наши машины двинулись на больших скоростях; интервал – 200-300 м. Нас постоянно заносит и крутит на льду, несемся на скорости около 100 км/ч. Впереди пробивает нам путь «Нива». Метров 200-300 едем по официально «открытой» дороге, по льду: здесь даже установлены дорожные знаки.

Но вот дорога заканчивается; перед нами – непроходимый лед Байкала, где нет ни дорог, ни указателей. Теперь мы можем положиться только на профессионализм своих «ледовых капитанов». Настоящий «ледовый капитан» может определить толщину льда даже по его цвету. Это факт! Чтобы стать таким капитаном, нужно родиться на Байкале, знать и любить его.

Мы едем по гололядке (гладкому льду) змейкой, объезжая торосы. Пейзаж фантастический: горы, покрытые снегом, обступают нас с обеих сторон. Изредка встречаются местные рыбаки, в основном буряты, с палатками и машинами: они дружелюбно машут нам вслед.

Представитель МЧС рассказывает, что их машины часто вытаскивают из-подо льда. Лед Байкала очень опасен: из-за тектонической неустойчивости он требует крайней осторожности.

12.00 После двух часов относительно «гладкого» льда первая трудность – 50-сантиметровая трещина со льдом! Интересно, как мы будем ее преодолевать? Кругом битый лед, как стекло, и торосы. Выдержат ли шины? Остановка: все выходят из машин – посмотреть… В трещине действительно вода! Перед нами – открытая трещина. После инструктажа машины по очереди начинают разгоняться до 100 км/ч и прыгать через нее.

Преодоление! Страшновато –трещина чуть надломилась
Уста зимних долин Малого Моря суровы
Трещина оперения тоже красива

Но радость была недолгой: впереди, на небольшом расстоянии друг от друга, – еще четыре щели. Самая большая достигает полутора метров! Такого мы не ожидали. Снова выходим из машин, чтобы расчистить тот участок льда, откуда машины будут прыгать.

Очень быстро начинают замерзать руки и лицо: на Байкале дуют холодные пронизывающие ветра. Погода быстро меняется, на смену сверкающему на солнце льду пришла легкая метель и сугробы. …Но вот участок расчищен, машины снова начинают движение.

После прыжка Nissan Terrano неожиданно откалывается небольшой кусок льда (размером полтора метра на один), ширина щели увеличивается до полутора метров! Cтрашно и интересно: что же будет дальше? Смогут ли машины преодолеть такое большое расстояние?!

Оставшимся автомобилям остается только одно: разогнаться до скорости 100 км/ч и «перелететь» через щель. Всех охватило волнение. Первой проехала тяжелая Delica, за ней – «Нива». Все произошло на удивление быстро.

Снова остановка. На этот раз мы остановились у гневного мыса Рытый.По поверьям местных жителей – бурятов – здесь живут духи; это святое место. Женщинам ступать на этот берег нельзя. Такой закон действует на протяжении тысячелетий! Здесь нужно обязательно остановиться, опять же, «побурханить», мысленно окунуться в хорошее, доброе и бросить на счастье монеты, что мы дружно и делаем.

Во дают: зимостойкие клещи!Cибирский характер!
Впереди встала Delica -мы выполняем команду ПЕРЕКУР!

За Курмой неожиданновстретили велосипедиста

К этому месту относятся бережно, поскольку здесь происходят аномальные вещи – год назад рядом с мысом разбился вертолет с двумя пассажирами: упал и сразу ушел глубоко под лед.

Мы преодолели почти половину пути… Впереди нас ждет неприветливый север Байкала. Уже который час мы едем, несмотря на метель; снега становится все больше, берегов не видно. Машины едут на скорости 40-60 км/ч. Быстрее передвигаться нет возможности: слишком велико сопротивление снега.

«Нива», которая все время была впереди, уже не в состоянии пробивать лед, неоднократно застревает в снегах. Ее сменяют все машины по очереди. В состоянии пробить путь оказалась только Toyota, в которой едем мы! К нам в машину пересел «ледовый капитан» Андрей Бурмейстер – он на Байкале всю свою жизнь.

Петляем… То здесь, то там попадаются небольшие щели, но, несмотря на это, приближаемся к восточному берегу Байкала – к Баргузинскому заповеднику. Здесь снега еще больше: выходишь из машины и проваливаешься в него по пояс! «Ледовые капитаны» решают повернуть к западному берегу, вдоль которого мы ехали почти все это время. Они предполагают, что снега тут значительно меньше.

Нам ведь нужно как можно скорее прийти к финишу, установить мировой рекорд! …Солнце медленно опускается за горизонт, озаряя близлежащие горы ярким теплым светом. Все вокруг сияет покоем и гармонией, вокруг ни души. Тишина полная! Я никогда не слышала такой тишины.

Эвенкийские лепешки, хлеб-сольи бурятский чай!
Ледяная трасса таила немалосюрпризов и дарила массу эмоций

...Начинает темнеть, пассажиров клонит в сон. Где-то вдали уже видны огни Северобайкальска. Здесь температура воздуха значительно меньше: «всего» –30 градусов. Еще несколько десятков километров – и мы сворачиваем в сторону Нижнеангарска: выходим на финишную прямую!

Здесь дорога уже проще – накатанная магистраль; периодически встречаются грузовики. Наша машина набирает скорость, трасса извивается змейкой на льду: ведь здесь тоже могут быть щели. Байкал коварен! И вот, наконец, впереди показались огни Нижнеангарска. Еще немножко – и финиш!

Первой на берег выходит наша маленькая «Нива» – ко всеобщему удивлению всего поселка.

Слепят вспышками фотоаппараты, работают камеры местных телеканалов… Воздух оглашают наши радостные крики! Представитель администрации – женщина-нотариус – фиксирует показания приемников GPS. Мы установили мировой рекорд: преодолели 415 км по Байкалу за 12 час. 29 мин.!