|

Опасные чудеса

Много веков назад на месте современного Ливана находилось одно из самых могущественных государств Древнего мира – Финикия. Греки под предводительством Александра Македонского строили свои храмы поверх финикийских святилищ, римляне сносили постройки эллинов и из этих же камней возводили свои… Потом были персы, крестоносцы, арабы – ни одна цивилизация не обошла Ливан стороной. И сегодня это очень заметно.

Ливан
Ливан

Собственно, и сейчас стране приходится несладко, но такой высокой концентрации чудес света, как в Ливане, вы не встретите больше негде.

Большинство достопримечательностей расположены за пределами Бейрута – столицы Ливана. Есть места, которые нужно посетить в обязательном порядке. Это Баальбек: гигантский храмовый комплекс, спрятанный между двумя грядами гор; легендарный город Тир (где, если вспомнить мифы Древней Греции, творилось бог знает что), а также библейские города Библос и Триполи.

Баальбек

Финикийский город, построенный во славу бога войны; греческий город солнца; римский центр земли и ливанские развалины. Это одно из самых удивительных мест на Земле. Здесь вообще все «самое-самое»: самые высокие античные колонны, самая широкая в мире лестница с 27 ступенями (на каждой умещались 100 солдат, выстроенных в шеренгу), самый лучший образец древнеримской архитектуры (Малый храм, или храм Бахуса) и так далее.

Город расположен в долине Бека, между Ливанскими и Антиливанскими горами. Баальбек много раз переходил от одних завоевателей к другим, четырежды переживал землетрясения и много раз подвергался авиаударам.

Аренда автомобиля

Без автомобиля в Ливане не обойтись: основные досто­примечательности расположены вне Бейрута, а такси, например, в Баальбек обойдется примерно в 2 500 руб. Фирм, предлагающих автомобили напрокат, много; есть как международные сетевые агентства, так и местные компании.

Прокат недорогой: от 700 руб. в день за малолитражку, залог – от 7 500 руб. (в долларах), условия проката стандартные. Бензин на заправках считают не в литрах, а в «тенеке» (то есть в канистрах, объем которых равен 20 л), а цены, выставленные на указателях, означают стоимость 10 л.

Глядя на бесчисленные обломки колонн и куски камней, раскиданные по территории Баальбека, кажется, что когда-то здесь резвились великаны, забывшие убрать за собой мусор. Так думали и арабы: они долго обходили этот необычный город стороной: по их представлению, соорудить такое могли только джинны, а кто захочет с ними связываться?

Огромные колонны храмового комплекса Баальбека появляются из-за холмов еще на подъезде к акрополю. Комплекс и так расположен на высоком холме, а его высота еще была увеличена за счет древней террасы, сложенной из камней во времена Финикии. Гигант­ские камни, лежащие в основании террасы, призваны гасить подземные толчки, защищая находящиеся на холме святилища.

Виза Для ее получения необходим только загранпаспорт, а саму визу в страну ставят прямо в аэропорту. От незамужних девушек до 30 лет требуется подтверждение брони номера из отеля, либо туристический ваучер, либо частное приглашение. Если в паспорте есть любая израильская отметка, в визе будет отказано.

На дороге к Баальбеку (85 км к северо-востоку от Бейрута, 1.5 ч на машине) много полицейских постов, и каждая машина, особенно с туристами, внимательно проверяется. Новенькие машины с изумрудно-зелеными номерами, взятые напрокат, выделяются на фоне ржавых колымаг местного населения, поэтому туристов видно издалека.

Баальбек – приграничная зона. Хотя, собственно, весь Ливан – одна сплошная приграничная зона.

Тир

0коло часа езды из Бейрута на юг по великолепному шоссе вдоль берега Средиземного моря –и вы окажетесь в городе-легенде. Самый богатый город Финикии, один из крупнейших торговых центров в истории Древнего мира.

Ливан
Ливан
Ливан
Ливан

В двух шагах от Тира, в Кане, Христос превращал воду в вино. Здесь возникла одна из первых христианских общин, и здесь же, в Тире, рождались мифы и легенды.

По одной из них, до основания первого поселения этот крошечный островок перемещался по Средиземному морю. Бог Мелькарт приказал найти этот остров и принести на нем в жертву орла. Как только пролилась кровь птицы, остров остановился в 800 м от берега.

Сам город Тир до постройки дамбы (332 год до н. э.) находился на острове –на материке были только предместья и кладбища. Материковая часть города называлась Палетир (Старый Тир).

Дамбу, соединившую остров и материк, построили войска Александра Македонского. Тир был единственным финикийским городом, который не захотел подчиниться полководцу; остальные – Библос и Сидон – сдались почти без боя.

Ливан
Ливан
Ливан
Ливан

Согласно еще одной легенде, полководец первым засыпал в основание дамбы несколько ведер с песком. Жителей Палетира заставляли сносить собственные дома: для дамбы было необходимо много строительного материала, в горах вырубали огромное количество кедров, которые забивались в морское дно.

Когда дамбу наконец построили, осада города длилась еще 7 мес. 40 000 жителей Тира сдерживали армию, до этого похода не знавшую преград и поражений. Когда войска все-таки ворвались в город, 6 000 финикийцев были казнены, 13 000 проданы в рабство, а 2000 оборонявшихся прибили к крестам, выставленным вдоль острова – в назидание непокорным.

А вот сам город Александр Македонский не тронул – более того: он восстановил разрушенные во время штурма постройки. Со времен Македонского в сегодняшнем Тире, или, по-арабски, Суре, сохранились дорога с триумфальной аркой и остатки водопровода, по которому пресная вода поступала на остров.

Кроме того, посередине современного города разбросаны колонны разной степени сохранности, окруженные домами местных жителей.

Особенности национальной езды

Дорожные указатели дублируются на двух языках: арабском и английском (или французском). Стоит остановиться спросить дорогу, как тут же несколько человек бросятся на выручку.

Карта Ливана

За помощью к местному населению придется обращаться довольно часто: в Бейруте и в его окрестностях с дорожными указателями все в порядке, но чем дальше в глубь страны, тем хуже.

Многие транспортные развязки вообще не обозначены: из-за крохотных размеров страны (ее протяженность составляет всего 250 км) один населенный пункт плавно перетекает в другой, везде есть люди, а стало быть, всегда можно уточнить дорогу.

В Ливане дороги – великолепного качества, даже в самых отдаленных от центра районах, но манера езды местных жителей приводит в ужас. Практически полное отсутствие светофоров и знаков, регулировщиков, а также южный темперамент аборигенов за рулем способны довести до белого каления.

Местные драйверы не соблюдают правила, обгоняют по встречной (причем там они ухитряются ехать в два ряда!) и, похоже, даже не знают, что такое стоп-сигнал. В любом направлении носятся мотороллеры, снуют таксисты, которых в столице – безумно большое количество. Все это сопровождается несмолкаемыми звуками автомобильных гудков, посредством которых здесь водители общаются между собой… Такой хаос царит на дорогах всех крупных городов.

На трассах полегче, но многие водители любят ездить прямо по разделительной полосе. Совершенно нормальной для Ливана является ситуация, когда водитель общается с пассажирами заднего сиденья, повернувшись к ним лицом, а машину мотает из ряда в ряд. Некоторые любят плестись по левому ряду со скоростью черепахи, не обращая внимания на гудки, означающие просьбу уступить дорогу.

Такое разнообразие автомобилей, как в Ливане, редко где можно встретить: от древних колымаг, марка которых не поддается определению, до новехоньких спортивных машин. В особом почете в стране «Мерседесы» – как старенькие машины, которые уже давным-давно не выпускаются, так и турбированные кабриолеты.

Наверное, только в Ливане в центре города можно увидеть припаркованные шикарный лимузин, и в миллиметре от него – ржавую развалюху. Паркуются ливанские водители не просто компакт­но, а фактически впритык к соседней машине, но при этом никого не задевают. Платных парковок нет: машины оставляют где угодно: например, бросают посреди улицы, что при «широте» ливанских улочек создает массу неудобств.

Ливан
Ливан
Ливан
Ливан

Водители дорогих машин ведут себя на дороге аккуратно, а счастливые обладатели колымаг, собранных из частей от разных автомобилей, – самые опасные драйверы.

Вдоль крупных дорог и на север, и на юг от Бейрута тянутся нескончаемые гаражи и автоцентры, где из кусочков старых машин на глазах у изумленного водителя собирают «новые».

Российские машины мирные жители Ливана не оценили: только пару раз на трассе мы встречали «Нивы». Зато военные и миротворцы ООН ездят на наших «ГАЗах» и «УАЗах».

Транспорт Ливана

В столице основной вид общественного транспорта – микроавтобусы­маршрутки; их можно «ловить» на остановках и просто посреди дороги. Стоит поездка 500 ливанских фунтов, или треть доллара (можно платить в американской валюте: она принимается всюду без обмена).

Такси – очень дешевое: поездка из одного конца Бейрута в другой обойдется в 75­125 руб. (соответственно, в долларовом эквиваленте). Большая часть такси – это «Мерседесы» 30­40­летнего возраста. Искать такси не нужно: они сами найдут вас – каждые несколько секунд в любое время для или ночи машины с ярко­красными номерами будут тормозить около вас и предлагать свои услуги. Железная дорога, когда­то соединявшая Ливан с израильской Хайфой (ее строили еще при англичанах), была разрушена во время гражданской войны, и восстанавливать ее не собираются.

Ливан
Ливан
Ливан
Ливан

Добраться из Бейрута в другие города без собственного транспорта тяжело: междугородних автобусов очень мало и ходят они крайне редко, причем по им одним известному расписанию. Главная автобусная станция Бейрута – «Шарл Хелу», от нее автобусы отправляются в город Триполи, а также в Сирию и в Иорданию. От станции «Кола» автобусы идут на юг и в долину Бека, а от «Дауры» – на север и в горы Ливана.

Текст и фото Рита Кочубеевская

2024  Автоклуб любителей BMW