Гусеницы и колеса: Второе рождение танка
- Подробности
- Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ
На Невском судоремонтном заводе восстановлен легкий колесно-гусеничный танк БТ-5, поднятый в июне со дна Невы. И уже 8 сентября он встанет на площади перед Музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда».Так музей отметит 66-ю годовщину начала блокады Ленинграда.
Этот танк удалось вытащить в районе Невского пятачка только со второй попытки – и случилось это 18 июня текущего года.
Можно сказать, что число «18» для танков музея-диорамы – знаковое. Так, самый первый танк из коллекции музея был поднят 18 апреля 2003 г., да и дата установки экспонатов частенько выпадала на это число – конечно, разных месяцев и разных лет.
Сейчас на площадке музея-диорамы установлены три танка, ранее поднятые со дна Невы: КВ-1, Т-26 и Т-38, а также КВ-1С, вытащенный из лесного болота.
«Пустой» танкНа восстановление подобного военного трофея уходит немало времени. Если повезло и машина оказалась в неплохом состоянии (требуется только косметический ремонт), то четыре человека могут справиться за пару месяцев. А на относительно полное восстановление танка требуются годы. Самое тяжелое – комплектация разбитых боевых машин, поиск недостающих деталей.
Новичку БТ-5 повезло – уже при его подъеме специалисты отметили, что танк находится в неплохом состоянии: идеально сохранилась даже каучуковая резина на колесах. Впрочем, внешне броня не очень пострадала, а вот внутренности танка сильно окислились –жестяные предметы и таблички рассыпались в руках сотрудников музея.
Комплектация поднятого БТ-5 оказалась очень «пустой»: к тому моменту, как он затонул, город уже давно был в блокаде. ЗИП (запасные инструментальные принадлежности) были укомплектованы едва ли наполовину.
Но минеры обнаружили полнуюукладку снарядов, и именно по ним удалось определить время затопления танка: на всех донышках стояла дата «1942». При этом капсули были нестандартными, очень разными – понятно, что собирались они из того, что в блокадном городе нашлось под рукой. Кроме того, снаряды отстреливались по 5-10 раз –гильзы собирали и заряжали снова.
Непростой ремонтПрежде всего вытащенный танк обработали пескоструем, а затем разобрали –буквально до гайки. Детали надраили до чистого металла, загрунтовали, покрасили и снова собрали. Металл танка –весь в «раковинах», поэтому мастерам пришлось класть три слоя корабельной грунтовки и три слоя краски (на это ушло целых 100 л!).
Причем для работ необходима была чистая сухая погода, а грунтовку приходилось наносить в течение нескольких часов после обработки пескоструем –пока металл не окислился.
Недостающие детали (например, руль), искали в самых экзотических местах. Старый металл для отсутствующих частей находили на «кладбище» кораблей: иначе новые детали выглядели на танке неестественно.
Коллекции танков в основном создаются при бывших предприятиях оборонного комплекса, ранее занимавшихся их выпуском. Экспозиция такого рода при музее-диораме – первая в стране. И, конечно, поддерживать ее в должном состоянии удается только благодаря помощи спонсоров-энтузиастов.
Именно такая ситуация сложилась со скоростным танком КВ-1С, который был восстановлен и собран с помощью ГК «Бюллетень недвижимости». Эта же компания принимала активное участие в подъеме новичка экспозиции – БТ-5.
Вера Позднякова, директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», говорит, что люди, помогающие музею, достойны отдельной книги. «И я обязательно о них напишу!» – утверждает она.
История БТ«Броня крепка, и танки наши быстры!» – Эти строки известной песни посвящены именно танку БТ. На их базе создавались огнеметные и даже радиоуправляемые модели. С 1932 по 1940 г. были выпущены более 8 000 танков БТ различных модификаций. Они воевали у озера Хасан, на ХалкинГоле, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.
Основное преимущество танков БТ состояло в том, что потеряв гусеницу, они успешно продолжали путь на колесах.
БТ5 был создан на Харьковском паровозостроительном заводе в результате работ по улучшению боевых характеристик танков «Кристи М.1940», приобретенных у американца Джорджа Уолтера Кристи в апреле 1930 г. и запущенных в серийное производство в СССР под маркой БТ2.
«Кристи» требовали рабочих высокой квалификации; кроме того, в это время была создана броневая сталь и износостойкие материалы для бандажей катков, дисков сцепления и т.д. Все это значительно увеличило возможности танка БТ5, который впервые был собран в октябре 1932 г.
В дальнейшем этот танк являлся базовой машиной для разработки опытных образцов танка БТ5ИС, химического танка ХБТ5, мостоукладчика, танков с ракетным оружием и танковой торпедой. Кроме того, на танке БТ5 испытывалось оборудование для подводного вождения и преодоления водных преград вплавь, а также болотоходные гусеницы.
Найденный БТ5, как предполагается, затонул 28 сентября 1942 г. в ходе 2й Синявинской наступательной операции.
На очереди – баржас автотранспортом
– Подъемы из Невы очень трудны: глубина 17-20 м, очень сильное течение. Подводная съемка танка, например, была возможна только тогда, когда мы за ним прятались. На открытом течении – а это около 2.5 м/сек на дне – машину снять невозможно.
Сейчас нам кажется очень интересным объектом затопленная на Ладоге, на «Дороге жизни», баржа с транспортом – с тракторами-«сталинцами», железнодорожными платформами-цистернами и еще какой-то техникой на колесной базе.
Мы пока не можем понять, что это такое, но точно не машины – возможно, какие-то агрегаты. Возможно, эту баржу мы поднимем следующей. Правда, это будет непросто: длина баржи составляет 75 м, и затоплена она далеко от берега. К сожалению, сохранность автотехники будет другой – танки, конечно, сохраняются лучше.
Кроме того, если в танке приварить люк, то он будет стоять на выставке как сейф – повредить его непросто. У трактора, например, все по-другому. А вот железнодорожную цистерну поставить можно – если, так же, как в танке, заварить люк.
Вообще, на дне Невы и Ладожского озера нас ждет очень много интересной техники. И мы очень хотели бы поднять ее и показать людям.
Необыкновенный музей– Наша экспозиция танков уникальна – все они относятся к 30-м годам прошлого века, являются первыми, экспериментальными. Все они существуют если не в единичных экземплярах, то очень редки. Танков БТ-5, например, выставлено всего два. Один из них, неоднократно ремонтировавшийся, находится в павильоне легких танков в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Другой установлен в качестве памятника на вершине горы Баин-Цаган в Монголии. У нас будет третий.
Сейчас мы обустраиваем территорию перед Музеем-диорамой «Прорыв блокады Ленинграда». И уже осенью у нас будет не только БТ-5, но и, например, бронеколпаки, которые сейчас находятся в лесу. Выставочная площадка будет обнесена забором, появится охрана – сейчас мы не можем выставить даже таблички перед танками!
А вторым этапом работы над БТ-5 станет его восстановление изнутри – так, чтобы танк можно было завести, и он поехал бы. Такая работа – трудная и дорогостоящая, но мы хотим этого добиться. Остальные танки у нас на ходу.
Мы мечтаем о том, что у нас будет специальное кольцо, где можно будет устраивать парады нашей техники. Но это, к сожалению, – весьма отдаленная перспектива.
Как добраться?На автомобиле: по Мурманскому шоссе до Ладожского моста через Неву (г. Кировск, 55 км от Петербурга). Далее – по указателю. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» находится в опоре моста.
Без автомобиля: автобус и маршрутное такси №№ 565 и 575 от ст. метро «Улица Дыбенко» (до остановки «Музей-диорама»).
Музей принимает посетителей ежедневно с 11 до 18 ч. Выходной день – понедельник. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.