Вечные символы
- Подробности
- Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Колесо – одно из самых древних изо-бретений человечества. Уже 5 000 лет назад первыми цивилизациями (в Египте, Междуречье, Китае, Индии) применялись всяческие колесные повозки. Сейчас колеса – это символ автотранспорта, его «лого-маркер».
Действительно, автомобиль без колес немыслим. Более того: можно сказать, что автотранспорт как таковой с них и начинается. И именно автотранспорт и сдвинул с места эволюцию колеса.
Первые автомобили получили колеса по наследству от гужевого транспорта – бричек и легких колясок. Конструкция – та же самая: большой диаметр, металлические спицы и узкий обод.
Исторической вехой в эволюции колеса стало создание пневматической шины. Интересно, что появилась она еще до самого автомобиля: в 1846 г. английский инженер Роберт Томсон получил патент на надувную накладку на обод колеса.
Шина Томсона состояла из многослойной кожаной покрышки и камеры из просмоленной парусины. Комфорт при езде она давала необычайный, но лопалась чаще некуда, поэтому широкого применения не нашла.
Идея повисла в воздухе и спустилась на землю уже после того как Чарльз Гудьир создал вулканизированный каучук. Второй раз пневматику изобрел в 1888-м ветеринар Данлоп, сделавший из садового шланга шины для велосипеда своему сынишке.
И уже вскоре пневматические колеса были опробованы на автомобиле – в 1895 г. братья Мишлен выступили в гонке «Париж – Бордо – Париж» на автомобиле L`Eclair («Молния»), оснащенном пневматическими шинами собственного изготовления. Во время пробега братья меняли колеса 8 раз и пришли к финишу последними. Все посмеивались. А зря…
Уже через пять лет после провала возник настоящий бум на пневматику. Возникли многочисленные шинные фирмы, конструкторы принялись развивать и совершенствовать покрышки.
Сегодня существуют металлокордные, бескамерные, радиальные шины; возникло разделение на зимнюю и летнюю резину, спецификации по классам автомобилей; были созданы многочисленные виды рисунка протектора, составов резиновой смеси; появились «противопрокольные» системы a la «RunFlat».
И по сей день серьезной альтернативы пневматической шине нет. Хотя эксперименты ведутся...
В первой половине ХХ в. колесо стремительно мутирует. Уходят спицы, меняются пропорции: диаметр колеса относительно кузова уменьшается, а обод становится шире. И вот к началу 50-х гг. прошлого столетия колесо принимает уже привычный вид: монолитный диск на пневматической шине.
Развитие технологий в 70-х гг. позволило эволюции автоколеса сделать еще один шаг вперед. Появилась возможность изготавливать колесные диски не из стали, а из более легких и эстетичных материалов – алюминия и магния.
Сейчас легкосплавные диски широким фронтом вытесняют стальные, появляясь уже и на грузовом транспорте. Кстати, с появлением алюминиевых дисков уходит в прошлое декоративные колесные колпаки.
Посмотрим-ка на дизайн современного супермодного колеса и сравним его с колесом 80-летней давности. И тут и там «спицы», много сходства в пропорциях… Как видно, на новом витке развития история повторяется, только уже в новом качестве.
Развитие технологий в 70-х гг. позволило эволюции автоколеса сделать еще один шаг вперед. Появилась возможность изготавливать колесные диски не из стали, а из более легких и эстетичных материалов – алюминия и магния.
Сейчас легкосплавные диски широким фронтом вытесняют стальные, появляясь уже и на грузовом транспорте. Кстати, с появлением алюминиевых дисков уходит в прошлое декоративные колесные колпаки.
А вот, может быть, завтрашний день автомобильного колеса: диск из сверхпрочного прозрачного пластика, снабженный диодной подсветкой, и шина, где воздух заменяют эластичные упругие ребра.
По сравнению с началом прошлого века, современные колеса значительно усовершенствовались, но все равно проблем с ними хватает. Посмотрим, с чем приходится сталкиваться автомобилисту начала ХХI в.
В любом случае два раза в год приходится менять резину: летнюю на зимнюю и наоборот. Ориентировочная стоимость работ на станциях:
Снятие-установка колеса с автомобиля – от 50 руб.,
Снятие-установка покрышки на диск – от 100 руб.,
Балансировка – от 100 руб.
Время от времени в шинах нужно проверять давление и, по мере надобности, подкачивать. Признаки «недокачки»: увеличение шумности шин при езде и ухудшение наката машины. Признаки перекачки: более жесткая реакция подвески на рельеф дороги. Универсальный способ проверки давления – попинать колеса. Просто, но нерезультативно. Точный ответ даст манометр на насосе или компрессоре. У разных машин шины качают от 1.8 до 2.2 атм. Точное значение смотрим в инструкции по эксплуотации к своему автомобилю.
Есть ли среди автомобилистов такие, кто ни разу не прокалывал колесо? Раньше или позже, но с этим сталкиваются все. В шиномонтаже за ремонт попросят примерно:
Ремонт прокола – от 100 руб.,
Ремонт бокового пореза – от 400 руб.
Нередкий случай – повреждение колесного диска. Диск можно поцарапать, погнуть, а легкосплавный – еще и расколоть. Это легко сделать, неосторожно паркуясь вблизи поребриков, проезжая на скорости выбоины и трамвайные рельсы.
Стальные диски смогут выправить на станции практически всегда. С легкосплавными сложнее. Здесь восстановление с полной гарантией – достаточно редкий случай. В основном такой диск годится либо только для запаски, либо сразу списывается в утиль.
Цены на ремонт дисков следующие:
Покраска стальных/легкосплавных – от 50/100 руб.,
Восстановление геометрии стальных/легкосплавных – от 150/300 руб.
Дисбаланс колес –тоже распространенное явление. Он дает о себе знать характерной «дробью» в руле при движении по ровной дороге на скоростях 80-
120 км/ч.
Причины могут быть разными: дефекты шин, искривления дисков, отклеивание балансирных грузиков и даже неравномерное налипание грязи.
Балансировку всегда делают при «обувании» в новую резину, а также после ремонта шин и дисков. Прейскурант таков:
Балансировка колеса со стальным диском –от 50 руб.,
Балансировка колеса с легкосплавным диском – от 70 руб.
Колеса еще воруют. И порой так ловко, что не спасают ни гайки-секретки, ни «продвинутая» сигнализация…