HONDA FCX CLARITY: первая ласточка
- Подробности
- Категория: АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Неужели ее выпустят? Даже не верится: уж больно долгими были «роды» серийного автомобиля на водороде… И если в начале нынешнего тысячелетия каждый новый «водородный» концепт привлекал внимание, занимая полосы в журналах и страницы в Интернете, то сегодня интерес и у журналистов, и у публики к таким машинам поувял.
К настоящему времени уже все автопроизводители, в том числе и отечественные ВАЗ и ГАЗ, отметились выпусками концептов - «гидрогенов», так что те нынче даже на шоу-стопперы не тянут.
Никто не верит, что когда-нибудь «водоро- домобиль» можно будет купить в автосалоне.
А особо злые языки в среде аналитиков вообще прямо говорят, будто автомобили на топливных элементах нужны, прежде всего, самим автоконцернам, которые получают налоговые льготы под их разработку.
…Но вот что-то скрипнуло, и колесо «нового транспорта», хоть и не завертелось, но уже провернулось. Honda объявила о начале реализации сначала в США, а затем - и в Японии седана FCX Clarity, который станет первым серийным водородным автомобилем.
Для тех, кто уже позабыл, что этот такое вкратце напомним. Центральным агрегатом «водородомобиля» является блок топливных элементов или электрохимический генератор. Он представляет собой контейнер со множеством ячеек (топливных элементов), в которых соединяются водород (из баллона) и кислород (из атмосферного воздуха), от чего образуется вода и возникает электрический ток, вращающий мотор.
Впервые автомобиль на топливных элементах был представлен в 1966 г. компанией General Motors. Он назывался GM Electrovan - этакий микроавтобус, у которого практически весь грузовой отсек занимали баллоны с кислородом и водородом, а также сам электрохимический генератор. Машина оказалась абсолютно нежизнеспособной, и о технологии благополучно забыли.
«Второе дыхание» открылось в 1994 г.: когда публике показали Mercedes-Benz (тоже микроавтобус) на водороде. Вскоре в разных частях света начали появляться подобные концепты - современные материалы и технологии открывали перед электрохимическим генератором новые перспективы.
Ныне уже во всех классах автотранспорта - от больших сочлененных автобусов до двухместных спорткаров - есть концепт с надписью «Fuel Cell» на борту. А теперь - и долгожданное серийное воплощение: готовьте денежки!
Раскошелиться, правда, предлагается весьма узкому кругу лиц - жителям штата Калифорния, где будут расположены единственные 10 водородных заправочных станций. Впрочем, предполагается, что сеть подобных АЗС будет расширяться.
Пожелавшим приобрести «водородомобиль» калифорнийцам машина будет предлагаться по схеме возвратного лизинга (т. е. в аренду) сроком на три года при ежемесячном платеже в $600, в которые входят стоимость ТО и страховка. Доступна машина будет с лета нынешнего года.
Условия не выглядят такими уж нереальными, учитывая количество проживающих в штате воротил бизнеса и голливудских звезд.
На них, собственно, все и рассчитано. Когда от лимузинов ломятся гаражи, а новенький «Феррари» и «Ламборгини» оказывается таким же, как у соседа, поневоле потянет на экзотику.
На чем, кстати, в свое время удачно въехал на американский рынок гибридный Toyota Prius, который активно стали покупать голливудские деятели, желая показать свою экологическую сознательность.
Honda отнюдь не случайно сделала совершенно новый кузов, а не стала внедрять новую силовую установку в одну из уже готовых моделей. Это, как помнится, подвело Civic Hybrid, которая сильно уступала Prius по продажам.
«Гибридная» Honda отличалась от обычной только малозаметной шильдой - в то время как Toyota Prius была отдельной моделью, видной издалека, что среди владельцев этой машины создавало своего рода «кастовость». Весь опыт в Honda учли и выпустили модель сугубо оригинальную - как технически, так и внешне.
Впрочем, дизайн у машины - самый «гражданский» и уравновешенный. Ни йоты футузизма: обычный шоссейный седан с обликом в мейнстриме нынешней автомоды. Очевидно, создатели Clarity ориентировались, на хороший опыт Prius, внешность которой - достаточно запоминающаяся, но не кричащая.
Салон тоже не выглядит как кокпит летающей тарелки - все выдержано в «технологичном» стиле. Сюда органично вписываются и современные «виртуальные приборы», которые отображаются на ЖК-дисплеях.
Разумеется, водородному Clarity придется куда сложнее, нежели «гибридам»: уж очень необычен, в техническом плане, автомобиль, практически отсутствует инфраструктура.
И пускай шаг Honda больше напоминает маркетинговый ход, запуск на рынок Clarity все равно вызывает уважение. Так что, стоит пожелать «первой ласточке» удачного полета. А там, глядишь, начнут прилетать и другие.
FCX CLARITYГабариты (Д/Ш/В)4835/1845/1470 мм Снаряженная масса, кг1 625Силовая установкаСинхронный электродвигатель мощностью 100КВт(133 л/с и крутящим моментом в 256 Нм)Источник питанияэлектрохимический генератор плюс литиевый аккумуляторТопливосжатый водородОбъем заправочной емкости171 лЗапас хода на одной заправке435 кмМаксимальная скорость160 км/чНо даже если скептики окажутся правы и водородные технологии продемонстрируют полнейшую бесперспективность, все равно: чем больше машин, хороших и разных, - тем интереснее.
P. S. Кстати, любопытно: захочет ли губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер иметь в своей коллекции автомобилей водородную «Хонду»? А сколько всего найдется желающих обладать Clarity? Мы намерены следить за успехами этой машины самым внимательным образом.