Бельведер под фуллеренами

Категория: Автожизнь

Случается, они возвращаются. 20-22 июля на «Ретро-Фесте» в парке Сокольники в числе полутора сотен ярких экспонатов покажут Plymouth Belvedere. Причем именно тот автомобиль, что уже стоял здесь однажды – в далеком 1959-м, на знаменитой Американской национальной выставке.

Сокольники с тех пор, конечно, сильно изменились. Старинные автомобили на фестивале расположатся там, где до 1983 года возвышался Геодезический купол, «геодом» знаменитого американского изобретателя, архитектора и философа Ричарда Бакминстера Фуллера.

«Купол и Главный павильон, в строительстве которых принимали участие и советские специалисты, останутся в Сокольниках и после закрытия выставки» – обещал буклет, который раздавали в 1959-м посетителям. Возводили выставочный комплекс, действительно, в основном сами американцы – потратив на это 3,5 млн. тех, полновесных долларов. Все, что сооружали американцы, воспринималось совершеннейшим космосом. А сегодня смотришь на старые фотоснимки: бедненько. Какие-то деревянные настилы поверх гравия, на них стоят автомобили, вокруг на столбиках цепочки, не слишком ровный асфальт. Но тогда…

Хрущев, открывавший 25 июля выставку вместе с тогдашним вице-президентом США Ричардом Никсоном, позднее заметит в одном из интервью: мол, ничего существенного американцы не показали – так, потребительские товары. Хрущеву следовало бы всего лишь поднять голову вверх – Геодезический купол диаметром 64 м и высотой 30 м, весь в золотистых чешуйках (анодированные алюминиевые панели) представлял собой не просто новейшее достижение в архитектуре, но и, как выяснится, наглядную модель устройства микромира. В 1985-м, когда ученые доберутся до строения молекулярных соединений углерода, они без колебаний назовут их фуллеренами. В честь чудаковатого американца, даже не имевшего высшего образования – его дважды отчисляли из Гарварда за «недостаточную тягу к знаниям»!

Однако, невзирая на это, именно Фуллера назначат главным архитектором павильона США на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году, здание которого представляло собой еще больший купол – уже 80 метров в диаметре. Фуллер был разносторонним человеком. Например, написал книгу «Техническое руководство для космического корабля «Земля»» (1969). И на автомобильной ниве отметился – постройкой футуристического однообъемника Dymaxion (1933). К сожалению, большая индустрия всегда смотрела на подобные проекты свысока.

Внутри Геодезического купола Фуллера на огромных телевизионных экранах перед зачарованными посетителями американской выставки пестрела другая жизнь. По городам с небоскрёбами и по широченным хайвеям неслись автомобили – точь-в-точь такие, что стояли снаружи… Купол Фуллера прозвали «золотым». Он стал настоящим украшением парка. Его было видно издалека, от метро «Сокольники». Увы, в 1983 году этот ориентир исчез с карты Москвы.

Увы, и красавец-Plymouth Belvedere время не пощадило. После выставки он остался в Москве, в американским посольстве, был перекрашен в «дипломатический» черный цвет. Через 10 лет «Бельведер» был продан киноконцерну «Мосфильм». Вплоть до 2004 года машина была на ходу, снималась с кино и клипах. Затем была надолго поставлена в гараж, частично разграблена, а в 2006 году списана в металлолом… Усилиями энтузиастов, с помощью министра культуры Швыдкого М.Е., машину удалось спасти. Правда в отместку за спасение в последнюю ночь на автомобиле разбили все стекла.

На «Ретро-Фесте» Бельведер будет выставлен клубом «Джанкярд» в состоянии живописных руин, как назидание людям со слишком короткой памятью – ведь среди посетителей великолепного «Ретро-Феста», пришедших «пофоткаться на фоне ретро», мало кто с щемящей грустью в сердце вспомнит волнительное ощущение холодного лета 1959-го в Сокольниках, ту удивительную радость открытия далекого, но столь притягательного чужого мира.