|

Дорогой до Дубны: Ретроспектива с колес


Некоторым кажется, что осень – не слишком подходящее время для вылазок за МКАД. Дожди, слякоть, серость. Но ведь под окном стоит автомобиль, а в нем всегда тепло и сухо, поэтому для нас плохой погоды нет и быть не может. Куда едем? Мало нам воды с неба, отправиться решили к Волге. Как? А прямо по Ленинградке, куда глаза глядят…Глаза устали глядеть где-то после сотого километра. Поэтому было решено срочно свернуть с федеральной трассы, пока не уперлись в Тверь, и проехать по дороге районного масштаба. Повернули на Конаково, километре на 116-м.

Дорога, надо сказать, получше Ленинградки оказалась – то ли ямки здесь ровнее заделывают, то ли машин гораздо меньше ездит. Путь холмистый, вдалеке видны деревеньки, купола церквей, лепота… Заглянули влес, который потянулся вдоль обочин. Густой, сосновый, под ногами ковер из иголок – настоящий бор. Это потом уже, в Конакове, мы узнали, что Конаковский бор – отдельное место в ряду достопримечательностей района, и называют его музеем природы под открытым небом. Погуляли, подышали, посмотрели карту и поняли, что рукой подать уже до Конаковской ГРЭС, этого чуда советской энергетики, крупнейшей теплоэлектростанции в центральном регионе России.

КонаковоДвинулись дальше, как-то незаметно лес кончился, и началась... пробка. Вот оно, пагубное влияние цивилизации. Это город Конаково. У станции на расстеленной на земле клеенке идет бойкая торговля разнообразным фаянсом. Горки из тарелок и салатников, чашей и блюд всех сортов – похоже, опять работникам местной фабрики зарплату «натурой» выдают… Продавцы страшной тайны не открыли, однако рассказали, что их фаянсовой фабрике аж двести лет!Проверили потом – и правда, открыта она была в августе 1809 года неподалеку, в деревне Домкино аптекарем Фридрихом-Христианом Бриннером. Впоследствии другим владельцем – помещиком Ауэрбахом – производство было перенесено в село Кузнецово.Так в те годы назывался населенный пункт, в 1929 году получивший название поселок Конаково. Интересно, что имя поселку выбирали по результатам конкурса. И в итоге по предложению работницы фабрики назвали, что неудивительно, в честь революционера Порфирия Конакова.Еще один любопытный момент: в 1870 году фабрика в селе Кузнецово была приобретена Матвеем Сидоровичем Кузнецовым (совпадение случайно), известным купцом-старообрядцем и владельцем, как бы сказали сегодня, сети фарфоровых фабрик, производящих высококачественную продукцию (тот самый кузнецовский фарфор). Только фаянса ему и не хватало. Вот и прикупил…На заводе стали выпускать ампирную фаянсовую посуду с печатным рисунком и ручной росписью. Фабрика, конечно, зазвучала на всю Россию, только этого было недостаточно для того, чтобы село стало городом.Произошло это уже при советской власти, во время строительства канала Москва – Волга. Дело в том, что центром Конаковского района был город Корчева. Но в 1937 году его не стало. На Волге построили плотину, которая создала подпор воды, распространяющейся вверх по Волге на 120 км. Уровень поднялся на 11 м, образовав Иваньковское водохранилище.Широко известный факт: водохранилище погребло под своими водами город Калязин, оставив на поверхности лишь колокольню. Малоизвестный факт: ушел под иваньковскую воду и город Корчева. На незатопленной территории остались кладбище с заросшим фундаментом Казанской церкви и одно-единственное каменное здание – дом купцов Рождественских.И вот 2 марта 1937 года было решено перенести райцентр из города Корчевы в рабочий поселок Конаково и преобразовать последний в город, а жителей переселить. Древняя Корчева, основанная где-то в XV веке, официально исключается из списков городов…

На ГРЭС полюбовались издалека, с берега. Говорят, станция сбрасывает теплую воду, потому у воды и не холодно. Небо хмурилось, но дождем не проливалось. Даже удалось небольшой пикник устроить.

Дубна

В соответствии с машрутом «куда глаза…» тронулись дальше. Пока плутали по конаковским улочкам, заметили указатель на Дубну. Почему бы и нет? Карту посмотреть не удосужились, но ехать пришлось недолго – неожиданно уперлись в пробку. Могли бы, конечно, предположить…

Между тем пробка образовалась у канала. И была она длинная-длинная. Ведь паром (!), который перевозил народ на дубнинский берег, брал на борт всего 7–9 машин. Вереница медленно продвигалась к переправе, пассажиров было велено высадить, и мы с подругой поднялись на паром пешком. На преодоление 50 м канала ушло минут пять и 120 рублей (с одной машины и одного пешехода).

После переправы на дороге никаких препятствий к дальнейшему передвижению не было, но ехать быстро не хотелось: водные системы Волжского узла завораживали. Тоннель под одним из рукавов канала – и мы в Большой Волге.

Место историческое. В 1937-м помимо большой стройки канала здесь шла суета вокруг не менее важного строительства. По идее наркома НКВД Ягоды над водохранилищем должны были установить гигантские монументы Ленину и Сталину. Заказ получил известный скульптор Меркуров.

Для того чтобы поставить эти памятники, вырыли котлован в 11 м, возвели 10-метровый постамент. Сами фигуры вождей были 15-метровыми. На строительство монументов направляли сознательных ударников, отмеченных знаками «Москва-Волгострой». Люди трудились день и ночь. Двенадцать камнетесов, по шесть на каждого вождя, работали над монументами. Первой была сделана фигура Сталина, затем Ленина. Так было прописано. Для того чтобы высечь голову вождя, Меркуров сделал 5-метровый макет. И уже по макетам камнетесы снимали размеры и переносили их на камень. Скульптор выбрал для монументов гранит сероватого цвета с крапинками. Его привезли с Украины. Головы высекали из единой глыбы камня. Вес головы Ленина – 20т, а Сталина – 21 т. Это были крупнейшие в мире монументы из естественного камня цельных гранитов.Так в небольшом поселке Большая Волга появились две грандиозные фигуры. Сталин по известным причинам простоял недолго, а вот под Лениным мы ощутили всю мощь совдеповской машины… Высится над водой, глядит далеко…

С Большой Волги, поселка гидростроителей, и началась история Дубны. После войны в 1946 году было принято решение строить протонный ускоритель… подальше от Москвы, вблизи деревни Иваньково. В 1954 году поселок, в котором жили физики, получил название Дубно, а в 1956-м создан Объединенный институт ядерных исследований, где и был построен крупнейший в то время синхрофазотрон.Дубно стал Дубной, и теперь это ухоженный, аккуратный, спокойный городок. Людей немного, во всяком случае в выходной на улицах мы встретили немногих прохожих. Ненадолго выглянуло солнце, и как-то сразу захотелось домой. Осмыслить увиденное, пересмотреть фотографии…Дмитровское шоссе от Дубны до родного порога не затормозило нас ни на минуту. Редкость, но такое случается.
2024  Автоклуб любителей BMW