Дорогой до Дубны: Ретроспектива с колес
- Подробности
- Категория: Дороги
Некоторым кажется, что осень – не слишком подходящее время для вылазок за МКАД. Дожди, слякоть, серость. Но ведь под окном стоит автомобиль, а в нем всегда тепло и сухо, поэтому для нас плохой погоды нет и быть не может. Куда едем? Мало нам воды с неба, отправиться решили к Волге. Как? А прямо по Ленинградке, куда глаза глядят…Глаза устали глядеть где-то после сотого километра. Поэтому было решено срочно свернуть с федеральной трассы, пока не уперлись в Тверь, и проехать по дороге районного масштаба. Повернули на Конаково, километре на 116-м.
Дорога, надо сказать, получше Ленинградки оказалась – то ли ямки здесь ровнее заделывают, то ли машин гораздо меньше ездит. Путь холмистый, вдалеке видны деревеньки, купола церквей, лепота… Заглянули влес, который потянулся вдоль обочин. Густой, сосновый, под ногами ковер из иголок – настоящий бор. Это потом уже, в Конакове, мы узнали, что Конаковский бор – отдельное место в ряду достопримечательностей района, и называют его музеем природы под открытым небом. Погуляли, подышали, посмотрели карту и поняли, что рукой подать уже до Конаковской ГРЭС, этого чуда советской энергетики, крупнейшей теплоэлектростанции в центральном регионе России.
В соответствии с машрутом «куда глаза…» тронулись дальше. Пока плутали по конаковским улочкам, заметили указатель на Дубну. Почему бы и нет? Карту посмотреть не удосужились, но ехать пришлось недолго – неожиданно уперлись в пробку. Могли бы, конечно, предположить…
Между тем пробка образовалась у канала. И была она длинная-длинная. Ведь паром (!), который перевозил народ на дубнинский берег, брал на борт всего 7–9 машин. Вереница медленно продвигалась к переправе, пассажиров было велено высадить, и мы с подругой поднялись на паром пешком. На преодоление 50 м канала ушло минут пять и 120 рублей (с одной машины и одного пешехода).
После переправы на дороге никаких препятствий к дальнейшему передвижению не было, но ехать быстро не хотелось: водные системы Волжского узла завораживали. Тоннель под одним из рукавов канала – и мы в Большой Волге.
Место историческое. В 1937-м помимо большой стройки канала здесь шла суета вокруг не менее важного строительства. По идее наркома НКВД Ягоды над водохранилищем должны были установить гигантские монументы Ленину и Сталину. Заказ получил известный скульптор Меркуров.
Для того чтобы поставить эти памятники, вырыли котлован в 11 м, возвели 10-метровый постамент. Сами фигуры вождей были 15-метровыми. На строительство монументов направляли сознательных ударников, отмеченных знаками «Москва-Волгострой». Люди трудились день и ночь. Двенадцать камнетесов, по шесть на каждого вождя, работали над монументами. Первой была сделана фигура Сталина, затем Ленина. Так было прописано. Для того чтобы высечь голову вождя, Меркуров сделал 5-метровый макет. И уже по макетам камнетесы снимали размеры и переносили их на камень. Скульптор выбрал для монументов гранит сероватого цвета с крапинками. Его привезли с Украины. Головы высекали из единой глыбы камня. Вес головы Ленина – 20т, а Сталина – 21 т. Это были крупнейшие в мире монументы из естественного камня цельных гранитов.Так в небольшом поселке Большая Волга появились две грандиозные фигуры. Сталин по известным причинам простоял недолго, а вот под Лениным мы ощутили всю мощь совдеповской машины… Высится над водой, глядит далеко…
С Большой Волги, поселка гидростроителей, и началась история Дубны. После войны в 1946 году было принято решение строить протонный ускоритель… подальше от Москвы, вблизи деревни Иваньково. В 1954 году поселок, в котором жили физики, получил название Дубно, а в 1956-м создан Объединенный институт ядерных исследований, где и был построен крупнейший в то время синхрофазотрон.Дубно стал Дубной, и теперь это ухоженный, аккуратный, спокойный городок. Людей немного, во всяком случае в выходной на улицах мы встретили немногих прохожих. Ненадолго выглянуло солнце, и как-то сразу захотелось домой. Осмыслить увиденное, пересмотреть фотографии…Дмитровское шоссе от Дубны до родного порога не затормозило нас ни на минуту. Редкость, но такое случается.