ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
- Подробности
- Категория: Дороги
ИЗ МОСКВЫ.
Но бесцельно кататься неинтересно. Нужен концепт... Идея самостоятельно перемещаться на большие расстояния поместилась в продолжительность отпуска – две недели. Задача проста: за 14 дней объехать 14 столиц. Под рукой – верный Nikon, чтобы запечатлеть города такими, какими они меня встретят, а не прилизанными, как в путеводителях. Маршрут проложил по кольцу: Москва-Киев-Бухарест-София-Афины-Рим-Париж-Брюссель-Амстердам-Берлин-Копенгаген-Стокгольм-Хельсинки-Санкт-Петербург (а как же – «северная столица») – и домой, в Москву. Любимая жена Кека помогла оформить визы (в Болгарию, Румынию и в страны Шенгена), купить билеты на паромы, заказала гостиницы на всем пути в 9000 км, чтобы я не ночевал под открытым небом, снабдила схемами проезда...В КИЕВ.
Скромный скарб поместился в рюкзак, который в дороге служил багажником, в пеших прогулках – вместилищем фототехники, пива и разной мелочи. В пять утра закрепил его на моцике. В дорогу со мной отправился дождь. При дальних переездах главное – набраться терпения. Особенно на таких сложных перегонах, как Москва-Киев (900 км). Дождь лил, но терпимо. Нормальная дорога оборвалась на краю Московской области. И началось! Местами тащился на 80 км/ч. В какой-то момент на мокрой и разбитой трассе байк пошел юзом. Нет, это еще не путешествие, а только дорога к нему!Ближе к Украине стало теплее, светлее и ровнее. На границе сперва приставали с расспросами дальнобойщики, потом пограничники и таможенники. Дивились, завидовали... В паспорте проставили штампики – теперь газу! Влетел в Киев под 270 – и прямиком на городской пляж. Первый этап пройден: тело ноет от усталости, но хоть техника не подвела. После пары заплывов двинул в гостиницу, она напротив УВД. Значит, можно оставить байк у крыльца и не париться с парковкой. Ан нет! Пока переодевался в номере, в дверь постучалась консьержка и давай гутарить: «Там нашi хлопцi все разглядають, руками мацають i зараз на ваш мотоцикл сядуть...» Ладно, убрал для общего спокойствия с глаз долой.В Киеве я бывал неоднократно, так что прогулку по украинской столице сократил до минимума: пара кадров Днепра, Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. И отдыхать!В БУХАРЕСТ.
Снова пришлось отмахать 900 км за день. После где-то «своего» Киева впереди настоящая заграница. Но до Румынии еще пол-Украины, Приднестровье, Молдоваѕ Утренний Киев проспал мой старт второго этапа. По правой полосе тащились сонные «копейки» сельчан. Трасса Е-93 стала полосой разгона в старушку-Европу. Жаль, что коротка: через 300 км уже поворот направо, на Молдову. И понеслась: украинская граница: «У вас неправильно поставлена въездная виза – вы вчера въехали, а сегодня выезжаете. Значит, тут должно стоять слово «транзит». Не можем выпустить». – «?!?!?»... Дело уладили гривны, доллары, евро, рубли – в ход пошло все, что было... Еще полчаса тряски – граница с Приднестровьем. Я как-то о ней и забыл. Ладно, прошел. Еще чуток пожарился в комбезе под жарким южным солнцем – а вот и граница с Молдовойѕ Дорогу вокруг Кишинева на Румынию ремонтировали, так что тащился еле-еле, еще и спутник-дождь закапал. Наконец граница с Румынией: тут, что ли, Бендера обидели?И вот уже услышал, как Европа зашаркала тапками в дальних комнатах, готовясь меня встречать. В «прихожей», однако, у нее все «по-домашнему»: румыны не обременили себя строительством автобанов в нужном мне направлении. Дорога в Бухарест петляла мимо деревенек и городков. Вдруг – полиция: остановили. Повертели документы, попросили (на английском) не гнать. Я торжественно обещал постараться...Бухарестский МКАД, т.е. БКАД, – это такая, бкад, дорожка в две полосы, забитая фурами, которые едут со скоростью 12 км/чѕ Душ в гостиничном номере вернул силы и силу духа, и вечером я отправился в центр, гулять. Вволю насладиться красотами очередной столицы помешал мой спутник-дождь (когда ж ты от меня отстанешь!..). По пути назад, в гостиницу, на светофоре тормознул румынского брата-байкера, уточнил, куда мне двигаться. Он предусмотрительно предложил следовать за ним. Общались на всех последующих «красных» светофорах, разговаривали на английском (учите язык, братцы!): он расспрашивал, кто я и откуда, я охотно отвечал...В СОФИЮ.
Болгарские таможенники попросили проехать через дезинсекционную ванну – это такая глубокая лужа... Поначалу двигался по узкой пустой трассе, а за 60 км от столицы дорога перешла в магисталь с отличным покрытием. София – город простой и близкий нам, русским. На английском здесь говорить не пришлось – незачем, все понимают и отвечают по-русски. «Направо» – значит, «прямо», головой кивают – значит, «нет». Кругом русские буквы, афиши группы «Любэ»... Оставил байк на обочине в самом центре и отправился пешком смотреть храм Александра Невского. Охватывает чувство гордости, когда на стене читаешь надпись о том, что храм возведен в знак «братской любви и глубокой признательности к великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878».В АФИНЫ.
Проснулся в три часа ночи (утра?). Не от шума или боли, а от готовности двигаться дальше. Впереди – Евросоюз. На заправке поболтал с продавцом в магазинчике, рассказал ему про свой маршрут. Добросердечный болгарин добродушно сунул мне в руку яблоко и «сникерс»...До границы шел в темноте. Кругом ни души, только полная луна в небе. Не удержался – выключил свет. Вокруг чернели Балканы, под колесами блестела лента дороги... На рассвете подкатил к шлагбауму, за которым меня ждала Греция. Пограничник указал, что моей шенгенской визе осталось «жить» два дня. «Да мне туда и обратно!» – нагло соврал я. А что делать? Лучше потом просить прощения, чем разрешения.С этого момента говорить о дорогах больше не буду – началась одна, высочайшего качества, с отличной инфраструктурой, под названием «европейская автомагистраль», или «автобан», или «А вот в Европе дорожки-то!..» Тянулась она с перерывами на паромные переправы до самой границы с Россией у Выборга.На очередную заправку вместе со мной завернул... моторный катер! На прицепе, конечно. Греция ж у моря, если кто не помнит, так что здесь катера, шастающие по дорогам, – норма. Кстати, о воде: надо бы отмыть мотоцикл после славянско-мадьярских дождиков. Грек Деметрос охотно взялся за работу, плата – разговор (оказалось, что его предки родом из России) и 10 евро. Я проверил натяжение цепи, смазал ее после мойки.Афины – эдакая огромная древняя деревенька на берегу замусоренной бухты с величественным храмом, фото которого каждый из нас впервые увидел еще в учебнике истории для пятого класса... Будете в Афинах, не упустите возможность поужинать на холме недалеко от Акрополя, под звездами, с видом на восходящую Луну и засыпающий город...
В РИМ.
Первый и единственный мотобросок в этот день длился 45 минут: за это время преодолел 200 км от Афин до Патраса (Патры), откуда уходил первый на моем маршруте паром. В Италию!Паром – отдельная история. На этой штуке хоть раз в жизни надо сплавать. При слове «паром» воображение рисует разваливающуюся ржавую посудину? А вот и нет. Это белоснежный корабль, величиной с десятиэтажный дом (если не больше), который за ночь перенес меня через Ионическое море в итальянский городок Бари. Сосед по каюте (неужто специально так поселили?) – байкер из Италии. Он промчал на чоппере Yamaha от Неаполя до Москвы, оттуда в Тбилиси, а потом через Туретчину в Грецию. И сейчас, покрытый азиатскими загаром и пылью, он молча возвращался домой. Я не мешалѕ На причале в Бари два старичка весело и наперебой отгадывали, откуда я еду. Мой ответ: «Ruso, solo!» восприняли как откровение.В Италии и затем во Франции у дороги появилась дополнительная особенность: она платная. Но плата весьма умеренная. И есть за что платить.В Риме суровый полицейский чуть не отнял байк: «No casco – no motocycletta» (типа, нет шлема – отдавай мотик). И тон суровый такой... Понятно, денег не возьмет. А дело в том, что я, видите ли, решил не ходить по Риму, а ездить налегке, взял с собой только фотоаппарат. Видать, Бог меня наказал: на первом же перекрестке путь преградил полицейский (замечу, что вообще-то в городе их нигде не видел). Опять пришлось сочинять, что как раз еду на парковку (стыдно-то как!..). Долго не отступал от меня страж порядка. Пришлось умолять и «делать» очень виноватое лицо... До парковки мотоцикл я толкал.В ПАРИЖ.
Изначально планировал проехать из Рима в Париж через Женеву и таким образом разделить бросок на два этапа. Но поскольку Швейцария не в Шенгене и на оформление дополнительной визы надо тратить время, пришлось обогнуть страну сыров, часов, шоколада и денег... Это потом, уже дома, друг Колька сказал, что швейцарцы искренне не понимают, почему проезжающие из Франции в Германию останавливаются и настойчиво демонстрируют швейцарскую визу. Там нет условностей – свобода там!От Рима до Парижа почти 1700 км. По России за день я проходил и 2000. Но тут попал в «пробку выходного дня» – это когда французы едут в Сан-Ремо, а итальянцы – в Ниццу. Пробка тянется на сотни километров. Пришлось заночевать в маленьком городке по пути, куда добрался обходными путями. Встречные мотоциклисты приветственно взмахивали рукой. У нас, к сожалению, этого все меньше.Опять пристал этот зануда-дождь! А километров за двести до Парижа так полил, что захотелось к маме, на дачу, поближе к печке. Температура резко упала до 12о, ледяной ливень пролез в перчатки, за воротник и в боты. Останавливаться и надевать дождевик – не мой стиль. Тяну до заправки, там быстро в WC – и руки под горячую воду. Сравниваю: а ведь на наших заправках горячей воды нет – хорошо, если есть холодная. Кофе, чай, сухие носки – и снова в дорогу. Еще через 20 минут дождь остался позади. А впереди – столица Европы. Прямо, прямо – и уперся в Т-образный перекресток. На угловом доме висит указатель «Boulevard Saint-Germain». Ба! Да это улица Сен-Жермен! Так я ночую в самом сердце столицы Франции – на известной набережной Орфев, возле Дворца правосудия!В АМСТЕРДАМ.
Пробки в Европе – признак не только курортных городов, но и административных центров, особенно они плотные ранним утром (где-то я это уже видел...) Так и в Амстердаме. И в таких-то пробках водятся полицейские! На подъезде к городу, ускоряясь между рядами, я повысил среднюю скорость. В какой-то момент за мной нарисовалась полицейская машина. Впереди – метров 100 пустоты. Я газанул. Тут же сзади услышал сирену. Меня догнали – я перестроился правее. Поравнявшись со мной, полицейский, высунувшись из окна, мимикой и жестами выразительно объяснил мне, что такие финты довольно дорого стоят. Понял, больше не буду. Машина тут же исчезла...Как я потом убедился, голландцы вообще очень милые люди, включая блюстителей порядка. В поисках сервиса, чтобы проверить цепь и посоветоваться на предмет изношенности резины, я обратился именно к полицейскому. В ответ он не просто подсказал дорогу, но и позвонил в мастерскую – уточнил, смогут ли они обслужить русского байкера на «Дрозде», у которого такие-то проблемы. Вот это внимание! С цепью оказалось все в порядке (не зря я заботливо спрыскивал ее специальным маслом), а вот колесо порекомендовали поменять (к тому моменту аппарат отмахал 5740 км). Бюджет позволял, так что теперь могу сказать: «В Амстердаме я поменял колесо». Ремонтник, попыхивая травкой, выспрашивал, что да как, за какую, мол, идею. Я отвечал (немного перефразировав) как Форрест Гамп в одноименном фильме: «I just feel like riding» – «Просто еду».