|

Дорогой белою

Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Кто же спорит - путешествовать лучше всего первым классом. Тепло, сытно, не трясет и удобства всегда наготове. Но много ли увидишь из окна автобуса, поезда или самолета? Только то, что видели миллионы. За эксклюзивом - пожалуйте ножками. Но далеко пешком не уйдешь. Хотя бы потому, что времени, как обычно, не хватает. Это тысячу лет назад человек мог позволить себе путешествовать со скоростью самого медленного верблюда в караване. Да и не к лицу автомобилисту мерить землю шагами - для этого есть одометр. А если он на вседорожнике, то маршруты можно выбирать самые смелые. Вплоть до тех, куда Макар телят не гонял - летом там непроходимые болота, а зимой - ну кто гоняет их зимой!Итак, едем на Север, в Печору, туда, где дороги живут с декабря по март, пока их держит мороз. В остальное время года связь с Большой землей по железной дороге, рекам или самолетом.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Факелы и качалки - верные приметы нефтегазоносного края.

«Патриот» и «Шеви-Нива» - самые распространенные современные отечественные полноприводники, - на них и отправимся. Из Москвы выезжаем на второй рабочий день после новогодних и рождественских каникул. Постные дни закончились, и истосковавшаяся по настоящей работе ГАИ, кажется, взялась наверстывать упущенное и тормозит нашу спарку чуть ли не каждые полчаса. За тысячу с небольшим километров, пройденных в первый день, документы проверили около тридцати раз! Последний пикет, уже глубоко за полночь, полчаса изучал бумаги, но причину остановки нам так и не выдал. Что ж, со стороны Чебоксар подозрительный автомобиль в Москву так просто не прорвется.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Чай из свежайшего снега получается особенно вкусным, а керамическая газо- . вая плитка при необходимости может долго поддерживать тепло в салоне.

Обе машины основательно загружены. Поклажа, за исключением канистр и инструментов, легкая, но объемная. В «Шеви-Ниве», ввиду малости автомобиля, аккуратно упакована в сумки, а в просторном «Патриоте» лежит в багажнике чуть менее аккуратной кучей - зато все на виду и легкодоступно. Однако к концу дня такой способ укупорки показал свои слабые стороны. Имущество разделилось по удельной плотности - тяжелое легло на дно, легкое - на поверхности. А стоило открыть заднюю дверь - едва не вывалилось на дорогу. На будущее стоит натянуть перед дверью сетку.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Под этим сугробом прячется грузовая шина - отличное топливо для аварийного костра.

«ПАТРИОТ» - ПЕРВАЯ КРОВЬЗначок на панели приборов, предупреждающий об отказе ABS, засветился, едва отъехали от Москвы, но возвращаться не стали - плохая примета. В конце концов обходились без ABS всю жизнь, проживем и еще недельку. Портативный сканер подсказал - обрыв в цепи датчика правого заднего колеса, но визуально будто бы все в порядке. Забегая вперед скажем, что по возвращении нашли еще одно уязвимое место в системе. «Прокол» этот чисто компоновочный - при полном ходе сжатия задней подвески разъем провода этого же датчика, закрепленный на раме, сминается стремянкой рессоры! Иными словами, ABS была обречена еще при проектировании машины.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Второй день, курс строго на север. За бортом по-прежнему -25°С. Двигатель «Патриота» хоть и жрет бензин вовсю, на тепловой режим не выходит. Полностью закрыли радиатор картоном - кое-как набрал 80°С. Потеплело и в салоне, но стоит заглушить мотор, как тепло тут же улетучивается. Да и в движении климат в УАЗе резко континентальный: нога на педали газа жарится, другая мерзнет. А убавить обороты вентилятора печки нельзя - обмерзают боковые стекла. У переднего пассажира мерзнут обе ноги. А если он без шапки, то и оба уха. Во всем виноват ветер - свистит по периметру стекла передней двери, как его ни закрывай. Да из-под рычагов КП и раздатки задувает - чехлы с них то и дело слетают.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Новенькая, судя по состоянию металла, аварийная «Газель» эвакуации так и не дождалась - теперь под снегом лишь ее «голый» кузов.

В «Ниве» теплее и комфортней, да и ехать намного легче. Не зря говорят, что все познается в сравнении: дальняя поездка на «Патриоте» - хороший повод полюбить «Ниву». Впрочем, есть замечание и к ней - правая нога водителя греется, как на УАЗе.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Несмотря на предостережение, никто пешком по переправе не ходит.

Яранск - царство льда. Кажется, будто в городе разом лопнули все водопроводные трубы и вода залила улицы. Малейший подъем становится серьезным препятствием для УАЗа (у него, в отличие от «Нивы», шины без шипов). Как ездят местные жители - загадка.Обледенение закончилось сразу же за городом. Дальше вполне нормальная дорога.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Лед на Печоре к середине января -верных полметра.

Темнеет в этих краях часа на два раньше, чем в Москве, - часовой пояс тот же, а фактически мы забрались довольно далеко на северо-восток. Свет у «Патриота» великолепный, а благодаря высокой посадке дорога отлично просматривается. На «Ниве» одна за другой сгорели лампы ближнего света. Еще вчера заметили, что в режиме передачи рации свет на «Ниве» становился гораздо ярче нормы. Оказывается, эффект этот хорошо знаком опытным радиолюбителям - реле напряжения «сходит с ума» и задирает напряжение генератора.Не вдаваясь в физику процесса, просто обратим на это ваше внимание. А пока опускаем фары до упора вниз, чтобы не слепить дальним светом встречных, и продолжаем движение сквозь морозную метель.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Спасательный инвентарь посреди переправы пока не востребован, однако страховка лишней не бывает.

Дело к ночи, заезжаем на заправку. УАЗ, как обычно, берет на борт свою львиную долю бензина, «Нива» довольствуется скупой пайкой. Пора заглянуть под капоты: что там с маслом, «Тосолом» и вообще, все ли на месте. У «Нивы» - сплошной сугроб. Снег, к нашему удивлению, не тает, но и работать мотору ничуть не мешает - пусть все так и остается. «Патриот» же вновь подтвердил репутацию «весельчака» - этот скучать не дает! Система охлаждения потеряла около полутора литров «Тосола» - вытек через стыки патрубков. А ведь хомуты перед поездкой тщательно проверили и подтянули. Впрочем, это мелочь. Подтянули еще раз, долили - не течет. «Пропало» сцепление - ушла жидкость из бачка главного цилиндра. Искать впотьмах причину не хотелось, поэтому просто долили бачок доверху и прокачали - до ночевки должно хватить. Но главное открытие оказалось куда более интересным: из-под штуцера, соединяющего бензопровод с рампой, на генератор лилась тоненькая струйка бензина - точно на крышку коллекторного узла. Вот она - настоящая причина непомерного аппетита машины и запаха в салоне. Хорошо хоть не сгорели по дороге: коллектор-то, бывает, искрит… Но, видимо, Бог «патриотов» любит, помиловал и в этот раз.Негерметичность объяснялась просто - сплющилось уплотнительное колечко. Нового не нашлось, соединение затянули «металл по металлу». Течь прекратилась, а расход вошел в норму.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Самая надежная переправа - вмерзший в лед понтонный мост.

Чем дальше на север, тем, как ни странно, теплее. За бортом уже всего-то -18°С. Дорога до Сыктывкара чистая, ухоженная, на поворотах заботливо посыпана песком. Ближе к Ухте на обочинах то и дело попадаются бревна. Налететь на такое - верный способ оторвать мост. А вот и «сеятель» их - догоняем лесовоз. На его «рогах» весело подпрыгивает стопка бревен - того и гляди, свалятся на дорогу.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Износ поршня в рабочем цилиндре сцепления компенсировали кернением и подгонкой размера по месту.

Обочины здесь коварные - плуг снегоуборщика чистит их с запасом, и под расчищенным снегом вполне может оказаться кювет. Следы легкомысленных остановок в таких местах встречаются довольно часто, а провалившуюся в сугроб «шестерку» даже самим довелось вытащить на асфальт.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Суда на Печоре зимуют на берегу.

Северная окраина Сыктывкара запомнилась ужасной вонью: местные говорят, смрад источает целлюлозно-бумажный комбинат. Сами особого беспокойства не выказывают - привыкли. Мы же, неподготовленные, еще с десяток километров ехали, зажав носы.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Сотовой связи, автосервисов и АЗС на зимнике нет - рассчитывать можно только на свои силы.

Заночевали в Ухте. Там же провели и весь следующий день - машины требовали ремонта. На «Ниве» пропала зарядка, но неисправность нашли быстро - зависли щетки регулятора напряжения. Почистили, продули - генератор заработал как надо. С «Патриотом» же провозились до вечера. За ночь вновь опустел гидропривод сцепления. Причина - боковой износ поршня рабочего цилиндра. Цилиндр закреплен на картере сцепления жестко, а вилка ходит по дуге. В результате боковая сила прижимает поршень к одной стороне, со временем он становится овальным и уже не может правильно ориентировать манжету. Узел, как оказалось, редкий - найти в магазинах не смогли. Но и ехать без сцепления не хотелось.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Дорога в деревню проходима только для гусеничной техники.

Поршень накернили по месту износа, подогнали наждачкой в размер и установили на место - не течет до сих пор. Ремонт шкворней поворотных кулаков отложили до возвращения домой - люфт колеса относительно вертикали около 15 мм, курсовая устойчивость машины заметно ухудшилась, но худо-бедно едет. Кстати, владельцы «патриотов» знают об этой особенности и вынуждены менять втулки через 5-10 тысяч километров.
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

Волокуши на зимнике гораздо удобней прицепа-тяжеловоза.

Из Ухты выступаем затемно, чахлый северный лес освещают огромные факелы нефтяников. Зарево в полнеба! Красиво и величественно, только уж очень бестолково выглядит это «центральное» отопление тайги. И экология страдает. Неужели бесплатное тепло никому не нужно?
Дорогой белою. "-За Рулем"- www.zr.ru

В метре от дороги.

...И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТПервая переправа через Печору - вмерзший в лед понтонный мост. Знак «60 тонн» подтверждает серьезность сооружения. На берегу пара суденышек на зимней стоянке и засыпанный снегом паром. Вторая, за Вуктылом - настоящая, ледовая, открыта, говорят, недели три назад. Ее грузоподъемность - 30 тонн, ширина, отмеченная вешками, - метров 50. Интересно, какова толщина льда? Уходим на сотню метров от ледовой дороги, расчищаем снег и сверлим лунку. Верных полметра! А учитывая, что полотно переправы наморожено дополнительно, - под колесами будет и все 70 см. Выдерживает даже тяжелую технику буровиков.Дальше почти 200 километров зимника. Расчищенное полотно довольно широкое, скорость местами можно держать под 90, но в среднем 40-50. Только увлекаться ею все же не стоит. Места глухие, сотовой связи почти нет, а движение -две-три машины в час, и на экстренную помощь рассчитывать не приходится. К тому же дорога кое-где идет по болотам, а мох и снег - отличные тепло-изоляторы. Чуть съехал в сторону, без буксира не выберешься: под метровым сугробом вода. К слову, снег здесь очень чистый и… вкусный! Чай из него особенно хорош.После обильного снегопада на зимник выезжает дорожная бригада - два-три «Кировца». Они и дорогу чистят, и грузовики из сугробов вытаскивают, так что замерзнуть посреди болота маловероятно. Тем более что дров в достатке, да и пробитые шины вдоль дороги не бросают - ставят вертикально, чтобы виднелись и из-под снега.Заправок здесь нет, а жилье встретилось всего пару раз: довольно большое село в полукилометре от дороги и вахтовый поселок газовиков.Третья ледовая переправа через Печору - у одноименного города. Обустроена солидно: по берегам шеренги дорожных знаков, регламентирующих правила проезда, на середине с обеих сторон стопки досок, багры лестницы, даже спасательные круги есть. Временами наезжает ГАИ, посматривает за движением. Только вот грузоподъемность всего 10 тонн. Занятная закономерность - чем дальше на север и толще лед, тем меньше разрешенный вес на переправе. Подтверждают это и дальнобойщики на КамАЗе, едущие из Усинска. Там, говорят, знак и вовсе «5 тонн». Но рядом - особый вагончик, а в нем человек. Такса - 1500 рублей.Пора возвращаться. Впереди более двух с половиной тысяч километров по морозу, только в обратной последовательности: полыхающие среди леса факелы в полнеба, Ухта с бревнами на дороге (их, кстати, к тому времени убрали), зловонная окраина Сыктывкара, Яранск с ледяными дорогами, Чебоксары с фантастической ночной подсветкой и бесснежная, погруженная в смог Москва.И разбор полетов - «боевые» потери помогли выявить слабые места машин и наметить план работ по их устранению. Доведем, напишем, проверим в деле. И надеемся, что заводчане прислушаются к нашим предложениям.
2024  Автоклуб любителей BMW