ГАИ запретили подставлять водителей

Категория: ГАИ
Газета.Ru рассказывает, каким образом изменится транспортный налог в Москве


Сотрудникам ГАИ, создавшим «живой щит» при задержании пьяного нарушителя на трассе Минск - Микашевичи, вынесено обвинение: 2 года лишения свободы условно. А прокуратура потребовала отмены инструкций, позволяющих вовлекать автомобилистов в задержание нарушителей.

В Минске состоялся суд над гаишниками, которые спровоцировали крупную аварию на трассе Минск - Микашевичи в марте. Чтобы задержать пьяного автомобилиста, ехавшего со скоростью 160 километров в час, они остановили машины с водителями и пассажирами прямо в полосах, создав «живой щит». Инспекторы рассчитывали, что нарушитель остановится, но он врезался в стоящие машины на полном ходу. К счастью, никто не погиб, но несколько человек были ранены, и часть машин были сильно повреждены. Правоохранительные органы скрывали инцидент на протяжении 10 дней, и автовладельцы провели гражданскую акцию «Живой щит», выехав на минские дороги с белыми ленточками и знаком «Живой щит», который был помещен на зеркала и стекла машин.

Сотрудники ГАИ Октябрьского района Минска Геннадий Дорогокупец и Алексей Лихторович были признаны виновными в «превышении власти или служебных полномочий» (ч. 1 ст. 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Судья Ирина Майко поддержала наказание, на котором настаивал государственный обвинитель. Требование пострадавших о более суровом наказании для виновных осталось без удовлетворения.

Осужденные госавтоинспекторы отказываются признавать свою вину, считая себя «заложниками ситуации».


«Нам просто не хватило времени, чтобы сделать все так, как следовало сделать», - сказал один из обвиняемых, Алексей Лихторович. Геннадий Дорогокупец отказался признавать факт превышения служебных полномочий и потребовал оправдания. Уголовное дело в отношении еще двоих милиционеров, также участвовавших в задержании пьяного водителя, было прекращено.

Представители МВД Белоруссии признали непрофессионализм действий подчиненных. Однако удивляются, почему в данной ситуации не осуждаются действия водителя-нарушителя Романа Ментюка, который, собственно говоря, и совершил ДТП.

Виновник дорожно-транспортного происшествия от следствия скрывается до сих пор, он объявлен в розыск. И, хотя его действия не подпадают под статьи Уголовного кодекса, в силу вступают другие оценки, по которым можно судить о тяжести проступка: пренебрежение общественными нормами и принципами.

Это не первый случай выстраивания «живого» заграждения на пути нарушителей. Осенью прошлого года подобного рода «живой щит» для задержания нетрезвого водителя был выстроен на Минской кольцевой автодороге. В отличие от участников мартовского происшествия участники «живого» заграждения получили серьезные травмы - переломы и черепно-мозговые травмы. Тогда прокуратура Минска отказала в возбуждении уголовного дела в отношении инспекторов ГАИ Советского района столицы «за отсутствием в их действиях состава преступления».

Столичная прокуратура после этих происшествий выступила за отмену «живых щитов».


Она потребовала отмены «положений методических рекомендаций научно-исследовательского центра ГАИ МВД о возможности применения работниками милиции в качестве специального средства мобильного заслона с использованием больших грузовых автомашин».

За мартовским инцидентом последовала борьба с непрофессионализмом и требование по согласованию действий при нестандартных ситуациях. В частности, в регионах Белоруссии прошли учения по отработке тактики действий при задержании водителей, нарушивших правила дорожного движения и не подчинившихся требованиям сотрудников ГАИ об остановке. Тем более актуальны эти действия в свете официальной статистики: по информации замминистра МВД Белоруссии Виктора Филистовича, каждый год по вине нетрезвых водителей погибают около 200 человек. Милиция также настроена на применение к пьяным нарушителям самых жестких санкций, какие только предусмотрены белорусским законодательством.