|

В другой раз

Газета.Ru рассказывает, каким образом изменится транспортный налог в Москве


Ежегодно в московском регионе угоняется несколько тысяч автомобилей. Для розыска машин ГИБДД проводит регулярные рейды. В одном из таких мероприятий поучаствовал корреспондент «Газеты.Ru».

В 2008 году столичный регион продолжает лидировать по количеству угнанных автомобилей в России. Только за январь - июль в Москве и области было угнано более 6 тыс. машин. Такие данные, ссылаясь на статистику ГУВД, приводит организация-распространитель автомобильных охранных систем «Геотрейд Электроникс».

В этом году по статистике, как и в прошлом, самыми популярными у автомобильных воров стали отечественные «Жигули», больше всего угоняют «двенадцатые» модели и давно снятые с производства «девятки» и «девяносто девятые». Среди иномарок в группе риска первыми по-прежнему числятся VW Passat, Nissan Primera, Mercedes S-class и E-class, а также практически вся линейка Toyota (Avensis, Camry, Land Cruiser, Rav4) и ее люксового подразделения Lexus. Большие внедорожники чрезвычайно популярны у воров. В среднем прибыль угонщика, скажем, за угнанный Porsche Cayenne стоимостью боле 100 тыс. евро составляет около 60%.

Отечественные машины чаще воруются начинающими угонщиками, за $500 их сдают на запчасти.


Для розыска угнанного автотранспорта в ГИБДД несколько раз в месяц проводят специальные мероприятия. С двух часов дня до двух ночи сотрудники ДПС и оперативники уголовного розыска патрулируют районы Подмосковья. Как правило, один патруль состоит из 2-х инспекторов ГАИ и одного оперативника из угрозыска. Такие смешанные экипажи встают на объездных дорогах, удаленных от основных трасс, и на заброшенных улицах. Патрули проверяют транспорт на угон по своей базе и сверяют номера кузовов и двигателей с документами.

В этот раз угнанные машины искали в подмосковном районе Пушкино. По итогам работы 8-ми оперативно-поисковых групп нашли 7 машин с перебитыми номерами и одну машину, числящуюся в угоне. В ГИБДД отмечают, что более эффективно ищет угнанные автомобили современная мобильная система «Поток». Однако в области милицейские «Газели», оборудованные подобной системой, редкость и даже вызывают удивление у патрульных гаишников. Из-за высокой цены «Потока» пока подобной техникой укомплектованы только московские ГАИ, которые и делятся машинами с областными коллегами на время рейда.

Оперативные мероприятия начинаются с совещания.


Дорожные инспекторы под быструю диктовку начальника записывают ориентировки на разыскиваемый транспорт и получают маршрут и точки засад. «Кроме легковых машин особое внимание прошу обращать на строительную технику, потому что участились случаи угона этого транспорта. Если видите, что техникой управляет лицо «кавказской национальности», останавливайте и сверяйте номера двигателя с документами», - неполиткорректно напутствует гаишников представитель угрозыска Андрей Викулов.

С одним из экипажей мы выезжаем на заданную точку на окраине Пушкино. По прибытии на место инспекторы деловито расходятся по разным углам перекрестка - как будто возвращаясь к чему-то привычному, от чего их на время оторвали. Однако инспекторы не спешат тормозить машины на предмет угона - открывать капот и сверять номерные знаки. Дорогих иномарок из группы риска попадается мало, только бюджетные, но гаишники почему-то тормозят «Газели». В одной из них, старой и ржавой, гражданин Азербайджана перевозит металл. По мнению правоохранителей, он вполне может быть ворованным, но это еще нужно доказать. После досмотра машину отпускают.

В беседе инспектора ДПС признаются, что вычислить в большом потоке автомобилей нужную машину сложно. «Допустим, ты остановил предполагаемый в угоне UAZ Hunter цвета хаки - схожий с наводкой. Ты его проверяешь, а реально угнанный Hunter может проехать за твое спиной, пока ты был занят другим, а если это более распространенная машина, то через 4 часа глаз так «замыливается», что можешь ее и вовсе не увидеть», - делится опытом один из инспекторов экипажа. Также случается, что угонщик специально подъезжает к гаишникам и начинает расспрашивать нужную дорогу. В этом случае срабатывает психологический момент - обращение с просьбой располагает инспектора к водителю, и он не проверяет у него документы.

Кроме того, преступники идут на специальные трюки.


Перед угнанной машиной едет одинаковая по цвету и модели машина, она нарушает правила перед постом и следующий за ней автомобиль беспрепятственно его проходит.

Техника преступников совершенствуется, а оснащение ГАИ остается на низком уровне, и это касается не только розыскных систем. Старые отечественные машины с пробегом по 500 тыс. км не в состоянии угнаться за иномарками угонщиков. «Однажды мы преследовали Mazda 6, на которой скрывался преступник. Но что может патрульная «девятка» против такой машины? На большой скорости угонщики скрылись во дворах, и найти их не удалось», - пояснил инспектор.

Пока инспекторы следят за дорогой, мы разговариваем с оперативником угрозыска, который представился Михаилом. Он и его коллеги производят впечатление профессионалов: одетые в штатское, крепкие, коренастые, в основном моложе 30-ти лет, в разговоре они кажутся более осведомленными в деле розыска машин, нежели гаишники. «Вообще, сразу найти угнанный автомобиль очень сложно. В основном из-за того, что с момента угона до сообщения в милицию проходит от 1-го до 3-х и более часов, - говорит Михаил. - По московским и областным постам ДПС информация распространяется очень быстро - через час уже проходит, но за один-два утренних часа движения без пробок машина может выехать из Подмосковья, скажем, в Смоленскую область, а туда сводка попадет только через какое-то время».

Бандиты к этому моменту уже успевают загнать машину в «отстойник», если есть «жучки» - то в бетонный гараж.


Однако и «жучки» небольшая помеха, когда гонят машину в отстойник. «Сейчас они вооружены самой современной электроникой и могут глушить сигнал спутниковых и радиолокационных систем на двигающейся машине. Один раз мы вышли на угон по наводке, дело было возле торгового центра. Водитель закрыл с брелка машину и ушел, а уже через минуту воры получили «ключ» от его автомобиля. С помощью ноутбука и специальной антенны они считали радиоволну замка и спокойно открыли двери», - вспоминает Михаил. По его словам, для того чтобы открыть машину с обезвреженной сигнализацией, угонщики используют обыкновенный штопор. Крепкий металл расплющивается молотком до толщины листа, затем такая отмычка силой вгоняется в замок и с ее помощью сворачивают механизм.

Простояв на перекрестке с полчаса, наш экипаж меняет место дежурства. По дороге прямо перед машиной через сплошную линию разворачивается бабушка на «пятерке». Женщина громко бранит инспекторов, но позже предлагает деньги всем, включая сотрудника прессы. Инспекторы сдержанно отказываются и выписывают штраф. Затем патруль едет по узким безлюдным улочкам Пушкино, мимо садовых участков. Внешний осмотр местности не дает результатов. На закрытые автостоянки мы так и не заходим. А в гаражном кооперативе лишь проезжаем мимо пожилых владельцев «Москвичей», и они провожают гаишников взглядом.

За 4 часа моего дежурства с патрулем ГАИ так и не удалось найти хоть один намек на угнанный автомобиль.


В целом такие рейды дают результат, но по сравнению с реальным количеством угонов он равен капле в море. Очевидно, что методы ГАИ безнадежно отстают от современных требований по поиску угнанных автомобилей. Возможно, будет лучше, когда ГИБДД, наконец, сможет закупить и оборудовать «Потоком» в полном объеме региональные отделы ДПС, а также обновить автопарк современными автомобилями, которые смогут догонять мощные иномарки. Очевидно, в другой раз.

2024  Автоклуб любителей BMW