|

Музей городского транспорта: Второе рождение

В этом году исполнилось 120 лет киевскому трамваю - первому трамваю в Восточной Европе. К этой дате в столице Украины был открыт Музей городского транспорта.

Предшественником киевского трамвая была конная железная дорога  -  попросту конка, которая начала работать в Киеве в 1891 году

Предшественником киевского трамвая была конная железная дорога - попросту конка, которая начала работать в Киеве в 1891 году (фото справа). Однако холмистый рельеф города требовал более совершенных средств тяги. Первую пробную поездку киевский трамвай совершил 8 мая 1892 года, а с 1 июня (14-го по новому стилю) открылось регулярное пассажирское сообщение. Трамвайный маршрут длиной 1,5 км прошел по одной из самых крутых улиц города - Владимирскому спуску, соединив Царскую площадь (ныне Европейская) с нижней (ныне Почтовая). К 1913 году трамвайные маршруты в Киеве в одноколейном измерении имели длину 172,1 км.

Вслед за трамваем в Киеве в 1905 году появился фуникулер, в 1925 году открылось автобусное сообщение, а десять лет спустя по улицам пошли первые троллейбусы. В 1960 году в Киеве начало работать метро. Так что можно сказать, что трамвай стал родоначальником всего киевского механического транспорта. И нынешний юбилей - это праздник всех пассажирских перевозчиков.

Еще в 1992-м к столетию киевского трамвая в столице Украины был открыт Музей коммунального предприятия "Киевэлектротранс" (с 2001 г. - "Киевпасстранс"). Большой вклад в его создание и развитие внесла Лидия Архиповна Ливинская. Эта удивительная женщина посвятила городскому электротранспорту всю свою жизнь, прошла путь от кондуктора до начальника трамвайного депо. А с 1992 года была бессменным директором и душой музея. В 2010 года Лидия Архиповна, к сожалению, ушла из жизни, но осталось людям ее любимое детище - музей.

Автобус ЛАЗ-697

Троллейбус DAC 217E производства румынского завода

Автобус ЛАЗ-697 "Турист" (1965 г.). Мест - 67 (длясидения - 34). Мощн. - 150 л. с. Скор. - 86 км/ч. Троллейбус DAC 217E производства румынского завода "Аутобузул" (1972 г.). Вместимость - 156чел. (мест для сидения - 39). Электромотор - 175 кВт. Скорость - 60 км/ч.
В одном из залов музея  -  сотни уникальных фотографий, интересные макеты электротранспорта прежних лет.

Троллейбус ЯТБ-2 (1937 - 1938 г. в.) наулицах Киева. Мест  -  48 (для сидения  -  34). Электромотор  -  60 кВт. Скорость  -  40 км/ч.

В одном из залов музея - сотни уникальных фотографий, интересные макеты электротранспорта прежних лет. Троллейбус ЯТБ-2 (1937 - 1938 г. в.) наулицах Киева. Мест - 48 (для сидения - 34). Электромотор - 60 кВт. Скорость - 40 км/ч.

И вот к очередному юбилею - 120-летию трамвая "Киевпасстранс" перенес музей на территорию Дарницкого трамвайного депо. В новом просторном помещении разместились сотни уникальных фотографий, документов, макетов. В стадии реорганизации - уникальная библиотека по городскому транспорту, насчитывающая более 30 тысяч единиц хранения. А на обширной открытой площадке демонстрируются образцы техники, которые уже стали историей. Здесь можно увидеть копии конки и первого киевского трамвая, подлинные образцы городского транспорта 50 - 90-х гг. прошлого века. Это, в частности, троллейбусы МТБ-82Д (1947 - 1961 гг.). Семейство чешских Skoda, в частности 8Tr (1956 г.), румынский троллейбус DAС 21­-7Е, а также "Киев-11" (1991 г.) и др. Есть и один "живой" автобус - ЛАЗ-697 "Турист" (1965 г.). "Киевпасстранс" намерен и далее расширять экспозицию. На новом месте музей обрел вторую жизнь.

Макет первого киевского трамвая. Воссоздан Киевским заводом электротранспорта в 1988году. Мест -  43(для сидения -  39). Два электромотора по 9,9 кВт. Скорость -  27 км/ч.

Автотроллейвоз КТГ. Изготавливался Киевским заводом электротранспорта в 1972 - 1990 гг. Поставлялся в 120 городов СССР. Грузоподъемность  -  8,0 т. Моторы: бензиновый (150 л. с.) и электро (110 кВт). Скорость: на электротяге  -  70 км/ч, с ДВС  -  55 км/ч.

Макет первого киевского трамвая. Воссоздан Киевским заводом электротранспорта в 1988году. Мест - 43(для сидения - 39). Два электромотора по 9,9 кВт. Скорость - 27 км/ч. Автотроллейвоз КТГ. Изготавливался Киевским заводом электротранспорта в 1972 - 1990 гг. Поставлялся в 120 городов СССР. Грузоподъемность - 8,0 т. Моторы: бензиновый (150 л. с.) и электро (110 кВт). Скорость: на электротяге - 70 км/ч, с ДВС - 55 км/ч. Первый киевский автобус

На фото: автобус, изготовленный на заводе Daimler в городе Мариенфельде (Германия).

Регулярное автобусное сообщение в Киеве было открыто в декабре 1925 года. Маршрут пролегал от площади III Интернационала (теперь Европейская) до улицы Пятакова (ныне Саксаганского). Использовались автобусы марок FIAT и Daimler-Mercedes. Эти автобусы эксплуатировались до середины 1930 года. На фото: автобус, изготовленный на заводе Daimler в городе Мариенфельде (Германия). Такие машины носили торговую марку Mercedes. Они выпускались на базе грузовиков серии DC и DR. Салон вмещал 20 пассажиров, мест для сидения было 15. Длина - 5120 мм, ширина - 2100, высота - 2400 мм. В Киеве работало 10 машин.

2024  Автоклуб любителей BMW