|

Привычка прыгать под машину


Аварийность в России медленно снижается. Однако российские пешеходы гибнут в три раза чаще, чем европейские или японские. Каждый десятый пострадавший на дороге - ребенок.

ГИБДД России публикует в среду статистику аварийности за 9 месяцев этого года. Она показывает почти повсеместное снижение числа автокатастроф, наездов на пешеходов и количества жертв. Однако по сравнению с европейскими странами Россия по-прежнему лидирует по числу пострадавших и погибших в ДТП.

В целом в России с января по сентябрь было зарегистрировано 146708 аварий, что на 6,6% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Число погибших уменьшилось на 12%, но все еще составляет цифру, равную населению небольшого города, - 18,5 тыс. человек.

9176 ДТП произошли по вине пьяных водителей, что на 11,3% меньше, чем в 2008-м. Количество инцидентов с участием детей сократилось на 8,4% - до 15,5 тысяч. Число погибших несовершеннолетних упало на 14,4% - до 661. Более 16 тысяч детей получили ранения. Всего же в авариях и наездах ранены 186 тысяч человек, что на 5,5% ниже прошлогоднего уровня. Впрочем, по мнению завкафедрой организации и безопасности движения Московского автодорожного института Анатолия Рябчинского, цифры по раненым реальности не отражают, поскольку далеко не все пострадавшие в ДТП россияне считают нужным регистрироваться.

По числу пострадавших в авариях в России лидирует Владимирская область - 233 погибших и раненых на 100 тысяч жителей, что составляет 160% от среднероссийского уровня.

Самой благополучной оказалась Чукотка: в этом автономном округе на 100 тысяч жителей на дорогах пострадали лишь 40 человек, или всего 28% от средней цифры по России.

Около половины погибших по-прежнему составляют сбитые пешеходы. Как отметили в среду участники семинара, организованного совместно ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА), у российского пешехода почти в три раза меньше шансов выжить в дорожном инциденте, чем у европейского. Начальник управления департамента транспорта и связи Москвы Николай Мельников отмечает, что

процент погибших пешеходов в Великобритании или Германии не превышает 14% от общего числа дорожных смертей, в то время как в России пешие жертвы составляют 45% погибших в ДТП.

Специалисты объясняют высокую смертность, во-первых, неприспособленностью российских дорог и улиц для мирного сосуществования пешеходов и водителей. Так, по словам представителя службы организации дорожного движения Москвы Александра Скороделова, даже в центре столицы практически нет полноценных пешеходных зон: на выходе с Арбата пешеход немедленно подвергается опасности.

Начальник Научно-исследовательского центра проблем дорожной безопасности МВД России Виктор Кондратьев убежден, что одна из причин сложившейся ситуации - ментальность водителей и самих пешеходов. «Сейчас, после нескольких лет работы в рамках федеральной целевой программы по дорожной безопасности, мы видим положительный сдвиг: водители понемногу начинают пропускать пешеходов на «зебрах». Но и самим пешеходам следует менять шаблон поведения», - считает аналитик. Он рассказал об аварийной обстановке одного из регионов. В городе возник аварийный центр - участок проезжей части, разделяющей жилой массив и рынок. Люди гибли. Власти построили подземный пешеходный переход. Люди продолжили перебегать поверху и гибнуть. Власти поставили барьеры. Люди стали преодолевать барьеры, перебегать поверху и опять-таки гибнуть. Глава ГИБДД лично устроил засаду, поймал одного из прыгающих через барьер студентов и спросил, что бы могло его заставить ходить где положено.

Как оказалось, для этого нужно оградить подземный переход сеткой. Тогда в ней обязательно проделают дыру и начнут ходить строго через нее. «Это привычка - преодолевать препятствия. С ней очень трудно бороться», - делает вывод Кондратьев.

Эксперты констатируют также отставание российских норм безопасности от передовых европейских. «Сейчас новый техрегламент запретил «кенгурятники» на внедорожниках, давно уже находящиеся вне закона во многих странах: от них гибнет немало людей. Однако, к примеру, в новом техрегламенте отсутствуют разработанные в Европе нормы требований к корпусу автомобиля, которые снижали бы риск для детей-пешеходов, - говорит Анатолий Рябчинский. - То же относится, кстати, и к безопасности детей-пассажиров, удельный вес которых в общей статистике малолетних жертв ДТП растет. Так, в России до сих пор свободно продаются китайские детские кресла, запрещенные во всех развитых странах».

Замначальника отдела ГИБДД России Дмитрий Митрошин добавляет, что европейские города сегодня снижают скорость движения автотранспорта в зонах с большим количеством пешеходов. «В Амстердаме, к примеру, на 70% территории вскоре будет введено ограничение скорости до 30 км/ч», - говорит он. В Москве же с мая этого года на некоторых участках ТТК разрешенная скорость движения была увеличена до 80 км/ч.

На семинаре обсуждался целый ряд мер по снижению смертности пешеходов: прокладка особого покрытия и искусственные неровности перед пешеходными переходами, раздача населению светоотражающих полосок, увеличение числа «островков безопасности» и т. д. Однако специалисты указывают, что ответственность за внедрение этих идей по-прежнему размыта. Сегодня безопасностью дорог официально занимается слишком много инстанций, в том числе ГИБДД, Минтранс, Минздрав и РСА, поэтому даже объективной и полной статистики по раненным и погибшим в авариях порой не получить, не говоря уже о согласованных действиях.

2021  Автоклуб любителей BMW